МАССАЖ И РАСТЯЖКА МЫШЦ
избавление от боли
оздоровление
гимнастика


Важность чистого воздуха
Важность солнечного света
Тепло в организме
Важность чистой воды
Обмен веществ в организме
Как правильно одеваться
Как правильно спать
Об образе жизни
Важность движения
Важность отдыха
О закаливании
Как закаливать детей
Как мыться и ухаживать за кожей
Баня
Почему люди болеют
Как оградить себя от болезней
Общие правила здрового образа жизни
Естественное оздоровление
Водолечение по методу Приснитц
Водолечение по методу Шрота
Водолечение по методу Рикли
Водолечение по методу Кнейпа
Оздоровление голоданием
Оздоравливающий отдых
О разных системах лечения
Лечение лихорадки
Причины простуды
Нервные заболевания
Меры при эпидемии
Уход за больными людьми
Диета при болезни
Польза хлеба с отрубями

Отдых и покой. Значение отдыха для здоровья человека


После известного количества физической или умственной работы наше тело требует покоя для восстановления затраченных сил и веществ. Поэтому его не без основания сравнивают с фабрикой, на которой, как известно, для получения того или иного изделия требуется совместная работа всех машин и аппаратов. И в нашем теле, а именно в грудной и брюшной полостях, существует много аппаратов, органов, гармонически работающих вместе и вырабатывающих особый фабрикат в виде телесного и душевного благополучия. Подобно фабричным машинам, требующим перерыва в работе, во избежание слишком быстрого изнашивания, и органы человеческого тела ощущают настоятельную потребность в приостановке работы после известного периода деятельности. Разница состоит только в том, что в человеческом организме в отправлениях органов не наблюдается полного покоя, но лишь изменения в характере отправлений отдельных органов, так как полная остановка всех умственных и телесных функций была бы равносильна смерти.

Если человек не желает подвергнуться серьезным, вредным для своего здоровья последствиям, то он должен в определенное время отдаваться покою, так как потребности в последнем необходимо удовлетворять в такой же мере, как и потребности утолять голод, делать движение и т. п. Покой есть отдых, и уже одно разнообразие в работе, ее смена доставляет отдых. Занимаемся ли мы умственной или физической работою, мы почти всегда бываем вынуждены продолжать более или менее долго все одну и ту же работу, а всякая односторонность, всякое однообразие вредны для нашего организма, и мы нуждаемся в подходящем разнообразии нашей деятельности. Смотря по роду занятия, мы после непрерывного сидения или стояния уже непроизвольно ощущаем потребность в известной перемене и стараемся удовлетворить нашему желанию, изменяя положение тела, начиная двигаться и т. п. Продолжительные умственные занятия одним и тем же предметом равным образом утомляют нас, и мы заменяем одну умственную работу другой или же беремся за физическую работу. Кто вынужден целый день оставаться в oдном и том же помещении, тот освежается физически и душевно, переходя в другое помещение, где он дышит другим воздухом, но он поступит еще лучше, если будет делать движение на открытом воздухе. Мы отдыхаем, меняя окружающую нас обстановку. Болезнетворное влияние тюрем, исправительных учреждений и т. п. на их обитателей в значительной мере зависит от однообразия окружающей обстановки, от полной невозможности изменить ее.

Профессор доктор Густав Иегер сообщает следующие интересные данные. «После того как человек побудет довольно долго в закрытой комнате, открытый воздух для него истинное наслаждение, и что причина этого заключается не в том только, что воздух в комнате был плох, а открытый воздух хорош, это доказывается обратным примером. Так, если человек провел под открытым небом целый день или даже несколько дней, как это бывает в походе, он с радостью приветствует самую вонючую трущобу, потому что это перемена, выводящая его из томительного состояния равновесия. В том же самом можно убедиться также, предприняв большую прогулку пешком: когда гуляющий долго ходил по полям, он радостно вдыхает в себя лесной воздух, и, наоборот, пробыв долго в лесном воздухе, он чувствует удовольствие и особую легкость, выйдя в открытое поле». Уже одно обстоятельство должно пробудить нас смотреть на перемену воздуха, как на момент отдохновения, и признать, что для человека, постоянно сидящего в комнате, ежедневная прогулка на свежем воздухе является существенной необходимостью. Однако не следует думать, что этого достаточно для того, чтобы сохранять работоспособность человека в полной силе. Тело имеет замечательную способность привыкать даже к переменам, если только в повторении их наблюдается известный ритм, известная периодичность, и это привыкание равносильно уменьшению жизненной энергии. Под влиянием «человека привычки» вряд ли всегда разумеют человека с большей работоспособностью и с особенно сильным здоровьем, но чаще человека с пониженной жизненной энергией. Из этого ясно, что ежедневной прогулки, вошедшей в обыкновение, еще недостаточно; к ежедневной перемене воздуха необходимо присоединить еженедельную (праздничные загородные прогулки) и, наконец, продолжительные полугодовые или хотя бы годовые, как, например, каникулярные путешествия, посещение курортов и т. п. Чем богаче такое разнообразие, тем свежее остается тело, а с ним и ум.

Ввиду этого, нельзя не приветствовать радостно большого прогресса в этом отношении, выразившегося в организации летних школьных поездок, в устройстве дачных колоний и в основании больничными кассами больших городов особых убежищ в горных местностях для выздоравливающих и т. п. Благодаря этому, если не все, то по крайней мере, многие получают возможность испытать благодетельные последствия перемены воздуха и восстановить свое здоровье.

Какую пользу приносят дачные колонии для детей беднейших обывателей городов, видно из недавнего превосходного, в высшей степени тепло составленного доклада одного из лейпцигских учителей Клеберга. Между прочим он сказал: «Во всяком городе есть дети слабые и хилые уже от рождения. Но не подлежит сомнению, что сутолока жизни больших городов оказывает гибельное влияние и на душевный склад. Поэтому цель дачных колоний заключается в укреплении не только физической, но и духовной системы детей. Вода и лес, хороший стол,«ласковое обращение, движение на открытом воздухе и беседы во время игр должны произвести это оздоровление. Многие дети впервые здесь узнают, что значит питательная пища, и привыкают к большим прогулкам, благодаря которым они прибывают в весе. Далеко немалую цену имеет также умственное и нравственное влияние, приучение детей к опрятности. Наглядное обучение в поле и в лесу, в свою очередь, делает свое дело и расширяет умственный кругозор детей. Некоторые дети, ведущие беспризорную жизнь на улице, возрождаются нравственно в тиши горного ландшафта. Здоровые дети склонны к хорошему. Быть здоровым и хорошим столь же естественно, как быть хорошим и довольным».

В гигиеническом отношении весьма важное значение имеет далее и воскресный отдых, введенный ныне уже законодательным порядком, но все еще вызывающий среди многих коммерсантов энергичную оппозицию; правы ли эти последние или нет, этого мы здесь не будем касаться. Не говоря уже о том, что религиозные установления и обычаи с сотворения мира предписывают покой в седьмой день недели, такой опыт представляется необходимым и с физиологической точки зрения. По воззрениям физиологии, работоспособность есть своего рода упругая сила, действующая в течение шести дней, но нуждающаяся на седьмой день в ослаблении, если только желают, чтобы в следующие рабочие дни она опять развила свою деятельность с прежней энергией. Воскресный отдых сохраняет рабочую силу, здоровье и продолжительность жизни как людей, так и рабочего скота.

Приведем по этому поводу следующую весьма интересную правдивую историю: «В то время, когда не было еще железных дорог, и большие возы, нагруженные товарами, делали сотни миль, причем они нередко оставались в дороге по 10—12 недель без перерыва, приверженцы и противники воскресного отдыха заключили между собою пари следующего рода: два воза одинакового типа, одинаково нагруженные и запряженные одинаковым числом лошадей, должны были отправиться одновременно в понедельник утром в один и тот же пункт, причем один извозчик должен был по воскресеньям давать лошадям отдых, а другой продолжать путешествие и в воскресные дни. Оба воза выехали и прибыли в назначенное место. Чем же кончилось пари? А вот чем.
В то время возы с кладью могли проехать в день лишь определенное расстояние от одного постоялого двора до другого, где извозчики останавливались для отдыха и корма; в сутки делали, обыкновенно, приблизительно мили четыре. Таким образом, извозчик„ «ездивший по воскресеньям», назовем его для краткости «врагом воскресного отдыха», к концу первого воскресенья опередил на 3—4 мили своего товарища, «друга воскресного дня», т. е. того, который отдыхал в этот день. Так . продолжалось до шестой недели, когда «друг воскресного отдыха» со своими отдыхавшими бодрыми лошадками обогнал «врага воскресного отдыха», лошади которого выглядели слабыми и замученными. В конце концов «друг воскресного отдыха» первый доехал до цели».
Смысл этой маленькой истории ясен как Божий день!
Английский врач, доктор Варрен, говорит: «Опыт мой неизменно убеждал меня в том, что люди, освобождавшиеся по воскресеньям от всяких мирских работ и забот, в течение недели были способны к наибольшему количеству труда. Я не сомневаюсь также в том, что такие люди в шесть дней успели бы сделать больше и справились бы со своею задачей лучше, чем тогда, когда им пришлось бы работать семь дней подряд».

Доктор Фарре, также англичанин, и также врач, говоря в парламенте по поводу продолжительности рабочего дня на фабриках, сказал, между прочим, следующее: «Я смотрю на воскресенье, как на необходимейший день отдыха, благодаря которому сила, живущая в нашем организме, возобновляется. Раз эта сила потеряна, — не поможет уже никакое лекарство. Правда, ночной отдых отчасти восстанавливает силы, но во всяком случае, не в достаточной мере. Поэтому Божественный Промысл назначил один день из семи — днем покоя для пополнения ночного отдыха и для того, чтобы истощенные силы вполне могли восстановиться. Вредное влияние непрерывной работы сказывается на человеке не так заметно, как на животных, но зато тем скорее наступает в конце полное истощение. Установление дня покоя после шести рабочих дней есть необходимость, указываемая самой природой, а не произвольное измышление людей. Человеческий организм так устроен, что нуждается из семи дней в одном дне отдыха от умственной и физической работы».

К сожалению, при наших современных, противоестественных условиях существует еще целый ряд профессий, которые не дают возможности пользоваться воскресным отдыхом или допускают сокращенный праздничный отдых. Мы говорим о служащих на почте и телеграфе, на железных дорогах, о хозяевах гостиниц и ресторанов, ресторанной прислуге, поварах и т. д. Насущнейшие интересы здоровья всех этих людей настоятельно требуют в течение недели одного дня полного отдыха, в действительности же все они имеют право на отдых не чаще, чем раз в две недели, а это безусловно мало. Переутомление горько мстит за себя, поэтому не удивительно, что люди, работающие и в праздники, к сорока годам, т. е. в возрасте собственно полного расцвета сил, оказываются уже инвалидами, неработоспособными. Врачи больничных касс и обществ страхования жизни могли бы много порассказать о том, сколько есть больных, которые, благодаря переутомлению, утратили трудоспособность и, за невозможностью снискивать себе пропитание, нуждаются в пожизненном вспомоществовании. В большинстве случаев эти больные бывают жертвой переутомления в бытность свою на службе или во время занятия частой работой, и это переутомление является следствием отсутствия воскресного отдыха в течение целого ряда лет непрерывного труда.

Согласно немецким законам, на фабриках взрослые должны работать, вычитая перерывы в 1,5—2 часа, от 10 до 13 часов. Женщины работают меньше. Дети старше 12 лет и до 14 лет должны работать не более 6 часов, освобождаясь в ночное время от всякой работы. Подростки до 16 лет не должны работать более 10 часов. После обеда (от 12 до 13 часов) обыкновенно бывает часовой перерыв, в послеобеденное время — получасовой перерыв (в 16 час), а если работа начинается уже с 6 утра, то назначается еще один получасовой перерыв утром (в 8 час).
«Всего правильнее следовало бы разделить сутки следующим образом: 8 часов работать действительно интенсивно, с полным напряжением умственных и физических сил, 8 часов предаваться покойным занятиям (чтению и т.п.) или отдыху (прогулке, гимнастике, плаванью и т. п.) и 8 часов спать. Но в настоящее время, конечно, нет ни одного работающего человека, начиная от самых высокопоставленных и кончая самыми низшими, которые могли бы обойтись восьмичасовой работой. Все мы должны большую часть дня посвящать работе. В тем большей степени следует нам использовать время отдыха и не указывая времени ночного отдыха ( в хорошо проветриваемых помещениях)».
«Всякий работник, начиная от министра и до последнего поденщика, должен был бы возможно дальше от того места, где он работает, для того, чтобы он был вынужден каждое утро и каждый вечер совершать большой путь на свежем воздухе и тем мог укрепить свое тело. Рабочие, занятые технической работой, безразлично занимаются ли они совместно, например, на фабриках, в мастерских или же в одиночку, должны бы были селиться вне города в ближайших селениях, где они могли бы иметь более дешевые помещения, вдобавок садик .при доме. В нем они могли бы заниматься огородничеством, что, с этой стороны, послужило бы ценным подспорьем их хозяйству, а, с другой — значительно закалило бы и укрепило их здоровье и силы».

Раннее окончание работы вечером в будни далеко не может заменить воскресного отдыха. Санитарный советник доктор Павел Нимейер рассказывает, что во время своей многолетней деятельности в лейпцигском «Обществе для развития рабочих» (при жизни знаменитого гигиениста в этом обществе насчитывалось несколько тысяч членов) он вполне убедился, что с рабочим, кончившим свой рабочий день в 6 часов, трудно было уже начинать что-либо серьезное. «На основании этого, что я видел, — говорит Нимейнер в своей премированной работе «Воскресный отдых», — я считаю для рабочего полезнее поработать еще часок, затем поужинать и отправиться на отдых. В субботу же надо дать ему лишний час, чтобы он мог сходить в баню, а воскресенье, уже начиная с восхода солнца должно всецело принадлежать ему».
«Против раннего окончания рабочего дня, — пишет далее Нимейер, — как равно и против всяких вечерних собраний вне дома, с врачебной точки зрения необходимо высказаться самым категорическим образом, так как свободное время проводится в кабинетах, т. е. местах, переполненных табачным дымом, где искусственно развивается желание пить пиво, где испарениям тела нет выхода и где на присутствующих действуют все те вредные влияния, которым они подвергаются уже достаточно в своих закрытых рабочих помещениях. Даже мыслящие люди не отдают себе отчета в убийственном действии табачного дыма на кровь и нервы, потому что чувства их уже притупились».
Так говорит доктор П. Нимейер. Решение вопроса, как доставить всем полный воскресный отдых, крайне трудно; всеобщий абсолютный воскресный отдых невозможен, так как уход за больными, хозяйственные обязанности, условия передвижения и пр., уже сами по себе делают его уже немыслимым. И все-таки заповедь “в седьмой день отдыхать от работы” остается настоятельной необходимостью, и потому долг всякого человека настаивать на требовании, которое в равной мере предъявляют и нравственность, и гигиена, и политическая экономия.

Наилучший отдых и наиболее естественное состояние покоя есть сон. Это — покой нервов и мозга. Короткий сон, длящийся иногда всего несколько минут, может, как бы по волшебству, устраивать усталость, разбитость и расслабление и вновь оживить и укрепить человека; и, наоборот, долгий сон может не принести освежения и бодрости. Как прав поэт, говоря: «В глубину тайн природы не проникает ни один человеческий ум». И действительно, жизненный процесс, совершающийся в нашем теле во время сна. остается для нашего ума во многих отношениях столь же необъяснимым и загадочным, как и многие явления, происходящие в нашем организме во время состояния бодрствования.,
Одно, однако же. установлено с достоверностью, а именно что поглощение кислорода и отдача углекислоты легкими и кожей обнаруживают существенное различие в состоянии сна и бодрствования. Днем мы вдыхаем меньше кислорода, чем ночью, а ночью выделяем меньше углекислоты, чем днем. Это вполне доказали исследования профессоров Фойта и Петтенкофера. Днем, частью под влиянием действия пищи, работы и движения, выделяется больше углекислоты соответственно с количеством поглощаемого в это время кислорода; наоборот, ночью поглощается больше кислорода по сравнению с выделяемой в то же время углекислотою. Кислород, накопленный в течение ночи, идет тогда на следующий день на образование углекислоты.
Опыты с дневным покоем показали сходные результаты, г. е. что при этом так же, как и во время ночного отдыха, накопляется кислород, который затем во время работы и движения потребляется для образования углекислоты.

Эти исследования необыкновенно важны в физиологическом отношении. Они не только объясняют нам необходимость ночного сна, но также и то, почему нам необходим отдых в течение дня и полный покой в воскресенье после шестидневной работы.
Отдых столь же необходим для телесного и умственного здоровья, как движение, пища, воздух и свет.

«Кто работает и отдыхает,
Тот врача совсем не знает».