О различных множественных системах лечения и оздоровления
В необходимых делах — единство,
в сомнительных — свобода
и всегда и везде — снисходительность.
«Идти врозь — нападать вместе!» — гласит важный стратегический закон. То же правило приложимо и к различным другим методам лечения, которые, так сказать, «идут врозь» с чистым естественным методом лечения, но которые, отличаясь и характером лечения, и основными положениями от привилегированной медицины и борясь с ней, являются прямыми союзниками естественного метода лечения.
Слова «нападать вместе» должны, однако, иметь еще и другое, более глубокое значение в смысле истинных стремлений различных систем лечения, так как все методы конкурирующие с естественным методом лечения, преследуют сообща одну цель: с помощью простого, естественного и безвредного лечения вернуть здоровье больному человеческому организму.
Эти методы носят следующие названия: гомеопатия, лечение шерстью или шерстяной режим проф. доктора Густава Иегера, лечение животным магнетизмом, лечение солнечно-эфирными лучами по проф. Коршельту, лечение растительными соками по методу Глюнике, бауншейдтизм, лечение электричеством. Последнее, впрочем, применяется часто и представителями медицинской школы.
Все эти методы лечения основываются на законах природы и ведут начало отчасти от органического, отчасти от неорганического мира; каждый от этих способов лечения является экспериментальным методом, основанным на тщательных наблюдениях и опытах, произведенных по строго обдуманному плану, и всякий метод составляет строго ограниченное целое.
К сожалению, отдельные методы враждуют друг с другом. Убежденный приверженец одного метода отрицает обыкновенно, a priori и не ознакомившись с ним, всякий другой метод. Самыми нетерпимыми являются обыкновенно водяные фанатики, которые не терпят около себя никакого бога, кроме «водяного». А ведь всем известно, что с помощью непредупрежденного исследования скорее всего можно дойти до истины и что многое хорошее часто скрывается именно в том, что обыкновенно с предупреждением и слепо отрицается.
«Снова разбери, а потом суди!» — гласит первое правило приличия по отношению к противнику. Поэтому обращаюсь здесь с убедительнейшей просьбой ко всем приверженцам чисто истественного и иных методов лечения не отрицать, не исследовать других методов, с сущностью и успехами которых они, быть может, не знакомы. Иначе они повредят собственному делу, так как будут нападать на союзников, вместе с которыми, плечо о плечо, они собственно должны идти против вредоносной привилегированной медицины. Ведь и сами мы, последователи естественного метода лечения, никогда или лишь в крайне исключительных случаях видим со стороны привилегированной медицины и ее адептов стремление идти навстречу нашему горячему желанию, чтобы наше благотворное дело, его значение, цели и успехи были подвергнуты беспристрастному обсуждению и исследованию. Тем более мы должны остерегаться от подобных же ошибок по отношению к другим и не судить отрицательно о каком-либо методе лечения, который нам даже толком не известен. Напротив, наша священнейшая обязанность состоит в том, чтобы в борьбе с нашим мощным врагом не разъединяться и не давать своим союзникам ослаблять своих сил по собственной же вине.
«Много дорог ведет в Рим!» Существует много успешных методов лечения, ведущих к восстановлению утраченного здоровья! Одному помогает один метод лечения, другому — другой. Возраст, конституция, темперамент, пол, домашние, материальные, профессиональные и др. условия и вообще целый ряд различного рода побочных обстоятельств иногда играют решающую роль в выборе и успешном применении того или иного метода. К чему противиться применению того или другого способа лечения, если какие-либо обстоятельства не дают возможности применять другой метод?
Естественный метод лечения и остальные вышеперечисленные методы являются оппозиционными системами в настоящем смысле слова. Все методы без исключения борятся с властолюбивыми вожделениями медицинской касты, со слепой, безрассудной верой в действие больших доз «целебных ядов», со страстью все резать и оперировать и с верой «загипнотизированной» толпы в авторитеты.
Разве каждая конкурирующая система лечения должна отгораживаться от других китайскою стеною? Разве мы должны боязливо ограждать себя от методов лечения, основные принципы которых сходны с нашими и отличие которых состоит лишь в способе применения? Если бы мы захотели поступать так, то мы не имели бы права бороться против обособленной и мнящей себя превыше всех науки, сами стали бы слепо верить в авторитеты и проявили бы столько же нетерпимости, как и медики и приверженцы медицины.
Ни один метод лечения, как бы он ни назывался, не имеет права на признание его универсальным. Не только в хронических случаях, но и при острых заболеваниях иногда оказывается несостоятельным тот или другой метод лечения. Чтобы признаться в этом, требуется столько же любви к правде, сколько и справедливости. Всякий разумный человек поймет, что всякая попытка восстановить здоровье больного человеческого тела имеет свои границы в возможности излечения, а эта последняя бывает весьма различна у разных больных и при разнообразнейших болезнях.
Мы оградим от разочарования и себя, и других, если не будем считать универсальным ни одного из существующих методов лечения. Задача истинного врачевания состоит в отыскании метода лечения, пригодного для данного больного. Раз этот метод будет основан на законах природы, то тем самым он принадлежит к естественному способу лечения.