МАССАЖ И РАСТЯЖКА МЫШЦ
избавление от боли
оздоровление
гимнастика


Важность чистого воздуха
Важность солнечного света
Тепло в организме
Важность чистой воды
Обмен веществ в организме
Как правильно одеваться
Как правильно спать
Об образе жизни
Важность движения
Важность отдыха
О закаливании
Как закаливать детей
Как мыться и ухаживать за кожей
Баня
Почему люди болеют
Как оградить себя от болезней
Общие правила здрового образа жизни
Естественное оздоровление
Водолечение по методу Приснитц
Водолечение по методу Шрота
Водолечение по методу Рикли
Водолечение по методу Кнейпа
Оздоровление голоданием
Оздоравливающий отдых
О разных системах лечения
Лечение лихорадки
Причины простуды
Нервные заболевания
Меры при эпидемии
Уход за больными людьми
Диета при болезни
Польза хлеба с отрубями

Как правильно мыться и ухаживать за кожей


Общение с ближними неизбежно побуждает нас соблюдать чистоплотность. Удовлетворяя этому общественному требованию, большинство людей моет по утрам лицо и руки. Но в то время, как летом во время жары многие по нескольку месяцев считают нужным купаться в реке или в море, зимой они всю грязь тела оставляют во всей ее неприкосновенности. В лучшем случае они позволяют такую роскошь, как субботнее полное омовение тела. Ванная комната составляет привилегию «барской квартиры», да и то далеко не всегда. «Приличные люди», в лучшем случае, как было сказано, раз в неделю отправляются в баню чтобы «принять теплую ванну», и думают, что этим они вполне удовлетворяют требованиям чистоплотности. Но случается нередко, что они даже и этого не делают, частью из боязни простуды, частью ради сокращения «ненужных» расходов.

Прежде было иначе. У древних народов ежедневное посещение бани было общепринятым общественным установлением. Бани служили также и местом общения: здесь купались, беседовали, развлекались. Мужчины и женщины ежедневно посещали бани, как теперь мужчины ежедневно отправляются в пивные, а женщины в гости, на чашку кофе. Это продолжалось у римлян и греков, до того времени, когда с постепенным упадком нравов у обоих народов и гигиена пошла по пути к обратному развитию.

«В средние века существовали, правда, так называемые «бани», учреждения скорее врачебного характера, при которых состоял банщик (цирюльник), выполнявший различные лечебные манипуляции, но постепенно сошли со сцены и такие бани, и немцы пользовались печальной славой нечистоплотнейшего народа во всей средней Европе вплоть до последнего времени, когда здравоохранение, как частное, так и общественное в особенности же купание, снова стало приобретать выдающееся значение. Во всех больших городах Германии начали строить бани, хотя большая часть из них все еще посещается далеко не так усердно, как можно было бы ожидать, судя по количеству населения. Статистика показывает, что в городах со 130 000 жителей в год отпускалось только около 100 000 ванн, т. е., присоединяя сюда 30 000 ванн, принятых на дому (цифра, несомненно, скорее чересчур высокая, чем чересчур низкая), приблизительно ванна на человека.

В то же время появились такие люди, как Приснитц, Шрот, Рауссе, Ган, Рикли, а позднее Кнейп и Куне, которые своим учением о водолечении сумели вновь пробудить сознание пользы ухода за кожей как во время болезни, так и в здоровом состоянии. Можно думать об этих людях, что угодно, но несомненно, то что многих людей, которые до сего времени ограничивали уход за кожей мытьем рук и лица, они вырвали из когтей грязи и заставили распространять обмывания на все тело, иными словами — побудили «ухаживать за кожей».

Как ты знаешь, дорогой читатель, из предшествующих глав, кожа есть не только важный выделительный орган, наряду с легкими, кишками и почками, но также и важный орган дыхания и аппарат, регулирующий собственную теплоту тела. В ней, как в зеркале, отражается наше внутреннее, телесное состояние, так как она находится в теснейшем взаимодействии с отправлениями всех органов нашего тела. Здоровое состояние нашей кожи оказывает влияние на здоровье всего организма, подобно тому, как это имеет место и обратно, т. е. здоровье всего организма отражается и на нашей коже.

Разве бледные, бескровные лица большинства городских обывателей не доказывают убедительно, насколько плохо вообще их здоровье? Не являет ли нам эта вялая кожа горожан, без малейшей краски крови, печальное доказательство того, что люди эти лишены света, воздуха и солнца, лишены движения на открытом воздухе и через это приобрели комнатную хилость? Изможденные, бледные лица пролетариата, обнаруживающие все оттенки серого и желтого цвета, красноречиво и выразительно говорят нам о плохом питании их обладателей и постоянном воздействии на их организм других вредных влияний! Как сказывается влияние дурного школьного воздуха, это мы видим по бледным щекам наших детей, которые принуждены лучшее время золотого детства проводить в школах, в этих истинных «человеческих хлевах», где их обременяют непосильными школьными и домашними работами, вследствие чего они постоянно лишены воздуха, света, солнца, подходящего питания, движения и покоя, т. е. всего того, что так необходимо для здорового и гармонического развития тела и ума.

Обратимся прежде всего к самой коже, ее строению и отправлениям. Кожа, состоящая из трех слоев, лежащих друг над другом, охватывает все части тела подобно мешку, который должен удерживать все в нем находящееся. Было бы, однако, большой ошибкой считать кожу только наружным покровом, предназначенным для ограждения нашего тела от окружающего воздуха. Читатель уже знает, что на кожу надо смотреть, как на орган, поддерживающий непрерывное общение с внешним миром.
Самый наружный и верхний слой кожи, называемый надкожицею или эпидермисом, очень нежен, не содержит ни нервов, ни кровеносных сосудов и состоит из многих тончайших слоев клеточек. Эти последние отделяются от нижеследующего слоя — собственно кожи — и постепенно отмирают, засыхая в ороговевшую массу. Таким образом, надкожица только отчасти может считаться защищающим покровом, поскольку она ограждает собственно кожу и является посредником в проведении света, воздуха, тепла и пр. Нижний или слизистый слой надкожицы, покоящийся на осязательных тельцах и сосочках собственно кожи, обуславливает окраску кожи. В его ядерных клетках заложено красящее вещество, от которого зависит, например, окраска кожи у различных цветных рас.

Самый нижний слой кожи или подкожная (жировая) клетчатка состоит из мягкой рыхлой соединительной ткани, в которой и под которой происходят более или менее значительные отложения жира. Слой этот имеет назначением служить мягкой подстилкой для кожи и сообщать формам тела известную округлость и полноту.

Собственно кожа представляет наиболее важный слой покровов нашего тела, являющийся их основой. Самый верхний ее пласт, так называемый сосочковый слой, как уже было сказано, прикрыт слизистым слоем надкожицы, а самая нижняя ее поверхность находится в соединении с подлежащими частями тела при посредстве соединительной ткани подкожной клетчатки. Собственно кожа состоит из упругой, тесно переплетенной волокнистой ткани, из своего рода соединительнотканных пучков, содержащих многочисленные нервы и сосуды. Кроме того, в этом же слое находится бесчисленное количество потовых и сальных желез, потовых каналов(открывающихся наружу на поверхности надкожицы), сосудистых сосочков (т.е. бородавкоподобных образований) и волос, корни которых заключены в особые цилиндрические образования.

Нервная система собственно кожи слагается преимущественно из так называемых чувствительных нервов. Кожные нервы эти расположены так тесно друг подле друга и так многочисленны, что их можно было бы принять за одну сплошную ткань. Эта обширная кожная нервная ткань лежит свободно и непосредственно под надкожицей и составляет далеко не незначительную часть нервного вещества всего нашего организма. Нервная ткань собственно кожи (нервная масса кожи) врезывается в слизистый слой надкожицы в виде бесчисленных маленьких осязательных телец или осязательных сосочков. Наибольшее количество этих образований находится на ладонях, ступнях, нижней поверхности пальцев, губах и языке. Вся масса кожной нервной ткани состоит при посредстве главных нервных центров — головного и спинного мозга — в теснейшей, непрерывной связи со всей остальной нервной системой нашего организма, так что раздражения или впечатления, воспринимаемые кожными нервами, должны вызывать одновременно и состояние раздражения остальных нервных сфер. Таким образом, вполне очевидно, до какой степени необычайно важно значение органа кожи для всех жизненых процессов, какой вред для здоровья приносит ослабление или прекращение ее отправлений, а равно неразумное обращение с ней, и какую громадную роль играет соответствующее врачебное воздействие на кожу воды, воздуха, света, тепла, постели и др.

Многочисленные кровеносные сосуды, заключенные в коже, расположены несколько глубже, чем кожные нервы, и настолько тесно друг подле друга, что малейшее поражение, например, укол иголки, уже прободает стенки сосудов, что и сказывается выступаннем капельки крови. Кровеносные сосуды кожи состоят частью из вен, т. е. сосудов, наполненных темной венозной кровью, частью из артерий, т. е. пульсирующих трубок, наполненных светлой кровью, частью, наконец, из волосных сосудов, т. е. тончайших, просвечивающих трубочек, составляющих переход от артерий к венам. Стенки волосных сосудов настолько тонки и нежны, что через них может происходить вхождение и выхождение газообразных веществ. Они, таким образом, заведывают непрерывным обменом веществ в нашем теле и питанием всех его органов. Отсюда ясно, что с помощью подходящего и благотворного воздействия на кожу мы можем возбудить деятельность стенок капилляров так, чтобы усилить и ускорить обмен веществ. Наоборот, недостаточный или совершенно отсутствующий уход за кожей может в значительной мере ослабить деятельность капилляров, что, в свою очередь, в значительной степени отзовется на нарушении или задержке обмена веществ. Волосные сосуды находятся во всех частях нашего тела, но только те из них, которые расположены в легких и в коже, служат целям дыхания.

Об испарении через кожу и о производстве и отдаче кожей тепла так много говорилось в предыдущих главах, что я не буду уже больше касаться этого в настоящей главе, а пока я только добавлю следующее.

«У всякого человека среднего роста поверхность тела составляет около 2 квадратных метров, а, следовательно, и поверхность его кожи равняется 2 квадратным метрам. В среднем слое кожи находится около 15 000 000 маленьких сосочков, в которые входят частью «осязательные сосочки», служащие окончаниями чувствующих нервов, а частью «сосудистые сосочки», служащие для согревания кожи. Далее, под кожей находится около 2 000 000 клубковидных извитых потовых желез, выводные протоки которых прободают кожу. (На спине, щеках, плечах и бедрах находится от 300 до 600 желез на каждые 2 квадратных сантиметра, на лбу, шее, груди, предплечьях, на теле кисти и стопы — 900—1000, на подошве — 2500, на ладони — 2600)».

Влага, вырабатываемая потовыми железами, непрерывно испаряется с поверхности кожи и тем доставляет нам необходимое охлаждение. Если вследствие ускоренного обращения крови произойдет усиленное разогревание нашего тела, то у выводных отверстий каналов или пор потовых желез, лежащих глубоко в собственно коже, появляются мельчайшие капельки (пот), постепенно сливающиеся друг с другом. Как известно, поверхность кожи при потении бывает тепловлажной, а беспрепятственное испарение пота ведет к охлаждению поверхности кожи.

В особых железах собственно кожи вырабатывается так называемое кожное сало, выделяющееся через особые канальцы, открывающиеся на поверхности кожи. Эти сальные железы находятся, главным образом, на частях нашего тела, покрытых волосами, и выводные протоки или канальцы их часто направляются к волосовым мешочкам61, так что сальные железы и волосы имеют тогда одно общее выводное отверстие в надкожице. Отверстия протоков сальных желез можно очень явственно различить при сокращении кожи под влиянием холода или испуга. Тогда концы каналов, наполненные салом, представляются в виде маленьких узелочков — явление, известное под именем «гусиной кожи».

Если выводные протоки потовых или сальных желез, т. е. поры, засоряются грязью, то испарение задерживается, а при продолжительном закупоривании поры под конец теряют свое главное свойство — эластичность, так как они остаются недеятельными. При дальнейшей задержке отправлений пор они перестают закрываться при действии холода и открываться и расширяться под влиянием тепла, вследствие чего газообразные отделения кожи не выводятся уже наружу. Из двух предыдущих глав, посвященных одежде и постели, мы уже видели, какой вред для здоровья может причинить задержание и обратное поступление в организмы кожных отделений.

Таким образом, ежедневное омовение всей поверхности вашего тела производится не только ради чистоплотности, но и для того, чтобы поры потовых и сальных желез оставались открытыми.

Выводные протоки кожных желез засоряются не только грязью и пылью, но самими продуктами отделения — потом и салом. Такое накопление продуктов отделения и вызванное ими закупоривание пор, обуславливающее прекращение отправлений кожи, может вести не только к опасным внутренним заболеваниям, но и к самостоятельным заболеваниям кожи. Сыпи, угри, прыщи, просянка, лишаи и т. п. обыкновенно возникают таким образом, если только они не вызваны другими причинами, например, нерациональным выбором пищи и т. п. Однако, обе эти причины, т. е. недостаток ухода за кожей и неподходящее питание, могут действовать и одновременно, содействуя развитию болезней.

Чистоплотный человек в большей или меньшей степени Закален; нечистоплотный человек в большей или меньшей степени изнежен.
У чистоплотного человека испарение кожи совершается энергично, точно также и остальные отделительные органы функционируют правильно, обмен веществ происходит быстро и энергично, кровообращение не испытывает препятствий, кровь и соки чисты, мышцы плотны и крепки, кожа розовая, блестящая; такой человек бодр, жизнерадостен и энергичен.

Нечистоплотный человек, наоборот, вял, бледен, одутловат; среди элементов, составляющих живое вещество тела (белки, жиры и вода), преобладают жиры и вода, отлагающиеся в подкожной клетчатке. Движения такого человека вялы и безжизненны; подавленное испарение кожи влечет за собой недеятельность органов пищеварения и чувство постоянного общего познабливания. Для устранения последнего он надевает одну рубашку на другую, закутывается зимой так, что виднеется только кончик носа; он остерегается всякого сквознячка, но все эти меры не дают ему желаемого хорошего самочувствия. И это вполне понятно, так как затрудненный обмен веществ, недостаточное наполнение кровью кожных сосудов, закрытие и недеятельность пор отнимают всякую возможность чувствовать себя мало-мальски сносно, как в телесном, так и в душевном отношении.

Дорогой читатель, ты, пожалуй, возразишь мне, что сельские обыватели и народы, живущие под открытым небом, как-то: цыгане, индейцы, дикари и др., нисколько не заботятся об уходе за кожей, а между тем пользуются наилучшим здоровьем.

Да, это так, но у людей, по целым дням остающихся под открытым небом, дышащих свежим, чистым, богатым озоном и кислородом воздухом и делающих много движений, легкие и органы пищеварения работают обыкновенно самым правильным и совершенным образом. При таких условиях обмен веществ у них, по крайней мере, в отношении дыхания и пищеварения, не оставляет желать лучшего. Селянин редко имеет основание жаловаться на свое пищеварение. К тому же он дышит чистейшим воздухом, а не испорченным, какой выпадает на долю горожанина и он мог бы постоянно дышать и еще лучшим воздухом, если бы не имел глупости помещать навозные кучи — эту «гордость» земледельца, вблизи жилища, по возможности «визави» жилой комнаты (см. главу «Воздух»); вместе с тем он чувствовал бы себя .еще несравненно лучше, если бы заботился о рациональном проветривании своего жилища, как днем, так и ночью (см. главу «Как мы должны жить?»).

Выше я упомянул о цыганах, этом кочевом племени, а равно об индейцах и вообще дикарях, незнакомых с уходом за кожей в том смысле, как мы его понимаем. Я подчеркиваю умышленно слова:«в том смысле, как мы его понимали», т. е. делая обмывания и принимая ванны, так как по своему цыгане ухаживают за своей кожей, смазывая ее жиром. Жир представляет собою фактор, благоприятствующий деятельности кожи. Благодаря втиранию его, кожа становится мягкой и эластичной и выносит без вреда усиленное переполнение кровью кожных сосудов — обстоятельство, с которым считались еще древние римляне, греки й евреи, и которого не забывают и теперь обитатели Востока. У культурных народов древности, в высокой степени развивших дело купания, тело, «вместилище души», как называют его жители Востока на своем образном, цветистом языке, смазывалось после бани ароматическими мазями и жирами. Весьма распространенное мнение, будто втирание жира закупоривает кожные поры, совершенно неосновательно и блестящим образом опровергается обычаем древних народов и современных цыган. Ведь если бы это мнение было верно, то пришлось бы допустить, что природа заблуждалась самым жестоким образом, снабдив кожу сальными железами. Как бочку, в которой открылась течь, нельзя замазать, например, прованским маслом, так и втиранием жиров нельзя закупорить выводных протоков потовых и сальных желез, т. е. кожных пор.

Итак, повторяю, цыгане ухаживают за своей кожей, только иначе, чем мы, хотя этим одним я еще не желаю выставлять их образцом чистоплотности. Пищеварение и дыхание у них, наверное, также в полном порядке, поддерживая основательный обмен веществ. Я с уверенностью заключаю об этом, основываясь на наблюдениях над живой игрой физиономии и над эластичными, сильными, энергичными движениями этих людей; все мною виденное свидетельствует о чем угодно, только не об ипохондрии и о страданиях, возникающих на почве расстройства пищеварения. Правда, автор ни разу не спрашивал лоснящихся, черноволосых субъектов о том, не повредило ли их «нежному здоровью» недостаточное применение ванн. До сих пор этот бродячий народ умел с пользой для своего здоровья ограждать себя от «благодеяний культуры», выражающихся сидением в закрытых помещениях и другими вредными влияниями.
Дикари по отношению к естественной гигиене также являются «лучшими людьми», чем мы. Они дышат, как и все народы, живущие под открытым небом, воздухом чистым, а не пыльным, загрязняющим не только легкие, но и кожу. Дети пустыни (автор говорит в данном случае лишь на основании личного наблюдения, на основании того, чему он сам был свидетелем в тропическом и субтропическом климате среди индейцев гран-чако в Аргентине) предоставляют свои полуобнаженные тела в полное расположение солнца и воздуха, не смущаясь никакою погодою, и только в самое знойное время дня, именно от 10 до 4 часов пополудни, индеец тропической Америки и более культурный креол проводят под тенистым кровом своих ранчо, преддверие которых открывает воздуху с трех сторон беспрепятственный доступ. Вследствие необычайно чистого воздуха, не загрязняющего ни легких, ни кожи, последняя, при малейшем почти адамовом костюме, поставлена в такие превосходные условия, что непрерывная воздушно-световая ванна делает излишним омовение тела водой. Потому-то туземец инстинктивно, я бы сказал — боязливо, избегает наружного применения воды. Он преодолевает врожденную боязнь воды только тогда, когда приходится переправляться через реки, когда, за невозможностью переехать верхом, он бывает вынужден перейти вброд или вплавь. Следовательно, индейцы (в том смысле, как говорит Рикли) являются настоящими свето-воздушными существами.

Автор, во время пребывания своего под тропиками, особенно в Парагвае, купался очень часто и, главным образом, для того, чтобы ввиду господствующей там страшной жары отнять от своего тела часть тепла. Набрасывая теперь здесь в комнате эти строки, он с наслаждением вспоминает о чистейшем воздухе, который он вдыхал тогда днем и ночью, что, разумеется, влияло удивительно благотворно как на его телесное, так и психическое состояние.

Горожанин, «вынужденный» на улице, в комнате и в рабочих помещениях дышать городским воздухом, в большей или меньшей степени зараженным заразными началами и всякими грибками и, к тому же, по многим причинам «не ладящий» со своим пищеварением, должен ухаживать за своей кожей, чтобы сгладить вредные для здоровья влияния, угрожающие ему со всех сторон. До известной степени при доброй воле он может выполнить это требование; говорим «до известной степени», потому что добыть себе чистый, здоровый воздух и подходящую пищу не всегда в его власти. При современных противоестественных условиях жизни, вызванной скученностью городского населения, горожанин, даже вполне сознавая вред действующих на него влияний, бессилен бороться с ними и принужден им подчиниться. Но зато хорошую, чистую воду он может добывать теперь везде в достаточном количестве и потому обязан ухаживать за своей кожей.

Применяя с известными предосторожностями холодную или прохладную воду в виде ванн, купаний или обмываний, мы притупляем так называемые холодные рефлексы, иными словами — постоянным приучением нашей кожи к холоду, с помощью холодной воды, мы ослабляем влияние на нашу кожу изменений температуры (например, внезапного перехода от тепла к холоду). В то же время мы получаем возможность возбуждать к усиленной деятельности кожные поры, — нервы и капиллярные сосуды, содействовать испарению с поверхности кожи и наполнению кровью ее сосудов и, следовательно, делать себя устойчивыми против вредных внешних влияний, короче говоря, закалять себя.

Опыт учит нас тому, что раз начатое закаливание водой необходимо применять постоянно, если не желают, чтобы оно утратило свое полезное действие. Как скоро мы прекратим применение приемов закаливания, кожа опять придет в прежнее изнеженное состояние.

Следовательно, уход за кожей и купание в то время, когда человек еще здоров, — лучшее средство для предотвращения массы болезней.

«Первое, что всякий человек, дорожащий своей кожей со всем тем, что находится в ней, и под ней, должен сделать утром, чтобы пользоваться здоровьем и быть приятным и себе, и другим, это — омовение всей поверхности кожи, притом холодной, возможно свежей водой. Всегда следует предпочитать холодную воду теплой, потому что она не только омывает тело, но еще своей температурой раздражает кожные нервы, а следовательно, оживляет и укрепляет не только эти последние, но и всю нервную систему. Общее приятное самочувствие является неизменною наградою за основательное холодное обмывание, которое не только оживляет, но и согревает человека» (Мунде).

Взрослые могут делать холодные обмывания всего тела как летом, так и зимой, но в последнем случае их необходимо предпринимать только в такой комнате, где температура воздуха не ниже средней температуры наружного воздуха в летнее время. Таким образом, зимой надо хорошо топить комнату; в ней должна быть температура не ниже 20°С, иначе можно схватить простуду. Лучше всего делать полные обмывания по утрам, прямо с постели. При этом нечего опасаться легкой утренней испарины, так как вызвана она не работой и движением, а пребыванием в постели, и потому не сопровождается усиленной деятельностью легких и сердца; необходимо только позаботиться, чтобы комната была тепла (20°С) и все нужное для обмывания было уже на месте.

Сосуд с водой (большой таз), толстое полотенце63 (приблизительно в 1/2 метра ширины и в 3/4 метра длины), одно или два мохнатых полотенца для вытирания, шерстяное одеяло или коврик, на котором стоят во время обмывания, и пара войлочных туфель, вот все, что нужно для описываемой процедуры.
Кто не привык к холодным обмываниям, должен начинать с 18° R и, постепенно понижая температуру, приучать себя к холодной воде естественной температуры; зимой вода не должна быть холоднее 8—10° R.

По причине разнообразия человеческих натур, температуру применяемой воды можно назначать лишь приблизительно. Можно принять лишь следующее правило: если держание руки в холодной воде вызывает болезненное ощущение, то такая вода безусловно слишком холодна для обмывания. Таким образом всякий в собственной руке имеет своего рода термометр.

Обмывание тела должно продолжаться недолго — не более 2—3 минут. Встав с постели, надо надеть войлочные туфли, скинуть ночную сорочку и затем стать на шерстяное одеяло или коврик, лежащий возле таза с водой. После того следует взять полотенце, намочить его в воде, слегка отжать и вымыть прежде всего лицо, затылок и шею, а за сим плечи, руки, грудь и живот. Вслед за этим, перекинув полотенце через плечи и захватив концы обеими руками, растирают спину, делая движения сверху вниз. Далее, пройдя через оба плеча, опять захватывают полотенце обеими руками и растирают тем же способом поясницу. Разумеется, во время этой процедуры необходимо несколько раз смачивать полотенце, руководствуясь для этого каждый раз согреванием полотенца. Окончив это обмывание, быстро вытирают голову, шею и верхнюю часть туловища64, надевают дневную рубашку и начинают обмывание ягодиц и половых частей, приподнимая одной рукой рубашку. Под конец переходить к бедрам, голеням и стопам. Каждую ногу надо мыть отдельно и немедленно вытирать. На ногах надо особенно тщательно вытирать места между пальцами, чтобы не образовались опрелости. После этого следует быстро одеться и походить несколько минут по комнате или пройтись на открытом воздухе.

Я нарочно описал подробно всю процедуру обмывания, вследствие того, что в моей практике мне много раз приходилось слышать жалобы на простуду, полученную при холодных обмываниях. Кто будет делать обмывание, точно соблюдая сделанные здесь указания, тот может быть уверен, что никогда не простудится от обмываний, а, наоборот, укрепит и закалит свою кожу и, благодаря этому, предотвратит многие болезни, возникающие вследствие недостаточного ухода за кожей. Надо помнить, что лучшее средство предотвратить простуду состоит в том, чтобы ежедневно «остужать» себя!

Такое обмывание всего тела можно делать везде, даже во время путешествия. Надо ли мочить покрытую волосами часть головы, это зависит от длины волос; во всяком случае, после мытья головы ее следует вытирать досуха. Если в летнее время нет возможности купаться под открытым небом, то без вреда для здоровья можно повторять обмывание и перед отходом ко сну; приемы обмывания будут те же, что и утром. Даже при усталости и особенно, если днем в жару пришлось сильно потеть, привыкшие уже неохотно отказываются от обмывания, так как оно необычайно освежает и оживляет. Под влиянием ежедневных обтираний не только кожа становится нежнее, свежее, розовее и жизненнее, но и кожные испарения утрачивают свой запах.

Теперь я должен еще рассказать тебе о купании здоровых людей и об уходе за кожей во время болезней.
Относительно значения купания существуют различные воззрения. Одни полагают и пытаются доказать, что люди, много и часто купающиеся, не крепче и не здоровее мало или вовсе не купающихся. Другие проводят ту мысль, что при наличности здоровья или для достижения его и предупреждения болезней действуют еще другие важные факторы, так что купанию нельзя в этом отношении приписывать совершенно исключительное значение.

Как я уже говорил выше, такие воззрения могут быть справедливы по отношению к народам, проводящим свою жизнь под отрытым небом, ибо человек, живущий при первобытных условиях, представляет собою не водяное, а воздушное существо. Но число таких детей природы, как равно и тех, которые своим образом жизни хотя отчасти подходят к ним, весьма невелико на всем земном шаре. Большинство обитателей земли состоит из культурных людей, которые отнюдь не обнаруживают склонности превратиться в первобытных людей. Цель, к которой они должны стремиться в отношении гигиены, может и должна заключаться единственно в том, чтобы быть и оставаться здоровыми культурными людьми. У людей, не остающихся постоянно под открытым небом и не питающихся только естественной пищей, тело и, в частности, кожа неизбежно подвергаются загрязнению, благодаря всевозможным вредным влияниям: грязи, пыли, собственным испарениям и т. п. Поэтому кожа, как важный орган дыхания и выделения, нуждается в особом уходе и внимании, тем более, что, как я уже говорил, нередко, несмотря на все желание, не удается иметь в своем распоряжении здоровой пищи для легких и желудка. А этому важному требованию гигиены можно удовлетворить преимущественно надлежащим воздействием воды (обмывания, ванны, купания и пр.) на кожу, и только закаливанием, приспособленным к нашим силам и нашему сложению, мы можем парализовать вредное влияние современных противоестественных условий на наше физическое и психическое состояние.

Летом мы встречаем особенно благоприятные условия для ухода за кожей, так как можем купаться в реках, прудах и в море. При купании под открытым небом надо соблюдать следующие двенадцать правил:
1. Начинать купаться при температуре воды в 20°С.
2. Идти в купальню тихим шагом.
3. Купаться после сытной еды не раньше, чем пройдет, по крайней мере, три часа; не купаться, однако, и совершенно натощак.
4. Выждать одетым 5 минут.
5. Быстро раздеться и прыгнуть в воду.
6. Если тело разгорячено и пульс учащен, переждать покойно 10—15 минут; пока уже можно будет войти в воду, не опасаясь вредных последствий.
7. Купаться вообще только 10—15 минут; слабые и нервные не должны оставаться в воде более 5 минут. 8. Во время купания делать возможно больше движений, растирать грудь и часто охлаждать голову, во избежание наступления головной боли.
9. После купания прежде всего вытереть ноги и руки, а потом уже живот, грудь и голову.
10. После купания делать усиленные движения, пока тело не согреется.
11. Если ты здоров, купайся, не задумываясь, даже при температуре воды в 16—17°С.
12. Детям старше 6 лет можно разрешать купаться под открытым небом в воде, несколько часов нагревавшейся солнечными лучами и достигшей уже температуры около 20°С.

В зимнее время при ежедневных холодных обмываниях следует раз в неделю принимать теплую ванну в 32,5°С для того, чтобы хорошенько вымыть кожу мылом. Однако, после такой ванны сейчас же надо сделать прохладное полное обмывание в 22—25°С, так как теплая ванна всегда оказывает на кожу расслабляющее действие и делает человека более восприимчивым к простуде. Профессор доктор Реклам пишет о ваннах и купаниях следующее:
«В зимнее время следует брать ванны, но надо быть весьма осторожным в вопросе о температуре воды. Теплая ванна успокаивает и расслабляет, благодаря временному уменьшению потери тепла; такие ванны пригодны для стариков, «слабых, утомленных путешествием, новорожденных и грудных детей. Взрослый человек для хорошего самочувствия нуждается в потере тепла, которое возбуждает его тело к образованию нового тепла, вызывает усиленный обмен веществ и таким образом укрепляет здоровье. Ванна теплее 35°С может быть опасной даже для здорового человека. Тепловая ванна в 32—34°С успокаивает, на некоторых людей действует усыпляющим образом. Прохладная ванна в 30°С увеличивает уже в два раза образование в теле теплоты, ванна в 19—20°С — в 4 раза. Таким образом, далеко не безразлично, какой температуры будет ванна, и уже вследствие одного этого не следует оставаться в ванне или купаться под открытым небом более 10—15 минут. Здоровые, сильные люди, привыкшие к купанию, могут оставаться в реке и более 15 минут, особенно если они плавают и этим движением усиливают обращение крови. При купании в широких реках, озерах или в море надо быть особенно осторожным. Неоднократно случалось, что пребывание в холодной воде настолько охлаждало даже молодых и сильных людей, что они теряли силы, необходимые для плаванья, теряли сознание и погибали».

Для лиц, по роду занятий вдыхающих много пыли или исполняющих работу, при которой они сильно загрязняются, еще более необходимы ежедневные обмывания, а еженедельное посещение бани составляет насущную потребность.

Общественное здравоохранение пошло навстречу этому требованию частной гигиены, устроив во многих больших городах народные бани с весьма низкой входной платой. Так, например, в Лейпциге уже за 10 пфеннигов можно получить душевую ванну, которую купающийся может собственноручно установить на любую температуру. Таким образом, он может сначала пустить теплый душ и под ним хорошенько обмыть себя мылом, затем сменить теплый душ прохладным или тепловатым и закончить процедуру омовения непродолжительным холодным дождем. Продолжительности пребывания под такими душами, имеющимися как в мужских, так и в женских отделениях, ограничена известным, но вполне достаточным временем, чтобы можно было основательно вымыться. Таким образом, за 10 пфеннигов рабочий может доставить себе хорошую очищающую ванну. Другое дело, пользуется ли он широко такой баней? Не предпочитает ли он по-прежнему наружному применению воды внутреннее употребление иного рода воды — пива? Во всяком случае, мы видим, что тому, кто серьезно заботится о сохранении своего здоровья, предоставляются средства, необходимые для этого. Ведь десятипфенниговая плата за баню настолько низка, что не стеснит и беднейшего человека, и несоразмерно мала с тем, что за нее дают, и с той пользой для здоровья, которую она приносит. Такая баня, действительно, укрепляет тело, очищая кожу и открывая кожные поры; это уже не то обманчивое подкрепление, которое приносит одуряющая и возбуждающая водка.

В наше время заслуживала бы признания в гораздо большей степени, чем это имеет место, важность народного здравия, как одного из главнейших факторов в государственной жизни, на котором как раз и зиждется процветание нации, и такое признание должно было привести к возможно большему числу практических применений. Правда, современное общество заслуживает всякой признательности за то многое, что оно делает для облегчения бедствия, приносимого телесными и душевными болезнями, но к сожалению, оно делает очень мало, чтобы предупредить таковые и поднять народное здравие. К числу многих мер, могущих содействовать этому, относится купание, по возможности, ежедневное, а как раз в этом отношении в Германии дело обстоит чрезвычайно плохо. Сколько у нас есть рабочих и крестьян, которые, после детских купаний, во всю свою жизнь не знали, что такое значит полное омовение тела. Сколько человек искренно убеждены в том, что они вполне удовлетворяют требованиям гигиены, если раза два в год погрузят свое тело в воду! А между тем, какие необычайно благотворные последствия получились бы для народного здравия, если бы привычка к ежедневному омовению тела стала у нас народным обычаем!

Такой обычай содействовал бы оздоровлению нашего народа не только в физическом, но и в умственном, и нравственном отношении. Что для телесного здравия ежедневное полное омовение и освежение всей поверхности кожи имеет величайшее значение, составляет уже факт общепризнанный. Но, к сожалению, друзья человечества не прониклись еще достаточно сознанием того, что привычка к холодным омовениям способна устранить также и вялость и недостаток энергии ума, к которым часто приводит наше время неестественного напряжения сил и всякого рода возбуждений, и, вновь освежая ум, делать его способным к новой продуктивной работе. А ведь это несомненный факт! Испытайте-ка это на себе, вы, ищущие отдыха от работы в пивных и кофейнях и проводящие там вечерние часы за игрой в карты или в пустословии; испытайте это на себе и вы, думающие маленькой прогулкой укрепить свои напряженные нервы! Идите в реку, в озеро, в море каждый день, как только допускает погода, и вы скоро ощутите свежесть, бодрость и прилив сил!

Что касается, наконец, третьего пункта — влияние привычки к холодным омовениям в нравственном отношении, то на это обращают менее всего внимания уже потому, что такое влияние не может обнаружиться непосредственно, в осязательной форме. Вспомните только, что большая часть проступков и преступлений против нравственности, грозящих привести к вырождению современное человечество, зарождается благодаря возбужденному состоянию плоти, выражаясь библейским языком. Именно по отношению к большинству таких проступков справедливо выражение: дух бодр, плоть же немощна. Большинство моралистов, проповедников и педагогов стремится к тому, чтобы настолько укрепить дух, чтобы он мог побороть плоть. Конечно, стремление это необходимо продолжать, но не будет ли также весьма важно попытаться излечить плоть от ее болезненных страстей и тем облегчить духу победу над ней? А для этой цели всего полезнее в период развития человека возможно большее движение на открытом воздухе и по возможности ежедневное холодное купание. Жаркое лето само побуждает человека искать освежения в охлаждающих ваннах. Следуйте же этому влечению, как мужчины, так и женщины! А вы, родители и воспитатели, заботьтесь о том, чтобы хотя бы в летнее время вверенные вам дети купались ежедневно. Благотворные результаты не замедлят сказаться. С другой стороны, городские и сельские власти должны прилагать все старания к тому, чтобы доставлять жителям возможность бесплатно пользоваться купанием. Деньги, затраченные на это из общественного кошелька, будут израсходованы действительно с пользой. Правда, они не дадут процентов в виде звонкой монеты, но зато они принесут много благодеяния, улучшив народное здравие, а со временем получится действительная экономия от уменьшения расходов на больницы, на призрение душевных больных, а может быть, и на содержание тюрем. Достигнет ли наша Германия той степени развития, чтобы в ней, как это было во многих местах до тридцатилетней войны, во всех общинах в распоряжение народа предоставлены были теплые бани и в холодное время года для ежедневного пользования, это неизвестно. Будем надеяться, что это случится, хотя бы в отдаленном будущем. Однако, одно можно было бы осуществить и теперь, а именно, чтобы хотя бы летом везде можно было бы пользоваться бесплатными купаниями под открытым небом. На это в большинстве случаев не потребуется больших средств, а необходимое должно найтись, раз дело идет о народном здравии.

Выдающийся врач и гигиенист санитарный советник доктор П.Нимейер в упомянутой уже раньше брошюре «Воскресный отдых с точки зрения учения о здоровье» превосходно характеризует значение еженедельной бани для рабочих и мастеровых. Со своим обычным мастерством, в форме поучительной беседы, доктор Нимейер излагает господствующие воззрения народа на купание. Все сказанное им прямо выхвачено из жизни и так верно, что в интересах читателей я позволю себе привести здесь выдержки из статьи Нимейера. Он, между прочим, пишет:

«... Но ведь если подумать, что даже гипсовая фигура, постояв недолго в жилой комнате, теряет свой красивый вид, то можно себе составить понятие о том разрушительном влиянии, которому подвергается кожа рабочего в мастерских. Еще лучшее представление получается, если попробовать ударить по одежде фабричного рабочего: подымется целое облако пыли; а какой запах распространяет иногда такая будничная одежда рабочего! Пыль, чад и копоть соединяются для закупоривания почти 2 миллионов пор, препятствуя таким образом испарению и раздражая кожные нервы. Кожные болезни, затяжные нарывы, нагноения в клетчатке и пр. г составляют обычное явление среди этих людей. Внутренние органы также страдают от задержки кожных испарений, которые в общей сложности составляют в сутки 500—800 граммов (не считая испарения через легкие). Это и имели в виду старинные врачи, объясняя причину многих болезней «подавленным состоянием испарения кожи» и «внедрением внутрь чесотки» или говоря более современным языком, «прекращением нормальных отправлений кожи». Дело, однако, ,не в одной пыли, и уже простое прекращение правильно совершаемых обмываний приносит немало вреда. Даже при ежедневном умывании лица в грязной воде непременно каждый раз обнаруживается присутствие остатков шелушащейся кожи, волосков, соли и грязи органического происхождения. Редко сменяемое белье содержит на 100 фунтов собственного веса 4—5 фунтов грязи. Мифом о рубашке, надевание которой вело к хилости и дряхлости, древние греки, по-видимому, желали представить вредное влияние такого белья. На трубочистах можно прекрасно видеть, что может сделать основательный уход за кожей. Чем более пачкаются в грязи представители этого цеха в течение недели, тем большую они чувствуют потребность в тщательном субботнем омовении, причем грубая грязь при мытье служит своего рода щеткой, содействующей открыванию пор. И действительно, я не знаю других рабочих, которые в свободное время представляли бы в отношении внешности более резкую противоположность с тем невероятно грязным видом, в каком они бывают во время работы. Особенно замечательны лица трубочистов — свежие, белые и румяные, а что такое кожные болезни, они можно сказать, и не знают вовсе. Как же обстоит дело у других рабочих? Слесарь, рабочий на машиностроительном заводе, рабочий на цикорийных и табачных фабриках и т.п. считают, что они делают уже более, чем следует, если отмоют грязь с открытых частей тела. Служащие в конторах и т. п. также чересчур страдают водобоязнью, чтобы познакомиться поближе с влажной стихией, и все более отвыкают от мыла и губки. Я знаю мастеров-ремесленников, которые формально хвастались тем; что после свадьбы ни разу еще не были в бане. А в то время, когда я пишу эти строки, льет проливной дождь, я подхожу к окну и вижу стаю голубей, которые, в своем врожденном стремлении к чистоте, стараются попасть под потоки дождя и приподнимают даже крылышки, чтобы их хорошенько промочило. Но ведь я не задался целью писать специально о мытье и купании вообще; этот вопрос интересует меня только в связи с воскресным отдыхом, и потому я говорю: дайте работающему человеку возможность вполне воспользоваться свободой в воскресный день, и он сам начнет в субботу купаться, мыться, чесаться и таким образом сделает первый шаг в деле достижения полного отдыха. Сон после бани есть истинная услуга: так и чувствуется энергичная работа открытых пор, а наутро возрожденная кожа соперничает с легкими и мышцами в деле очистки организма и удаления продуктов распадения, скопившихся за неделю».
Так говорит доктор Нимейер. Надеюсь, что слова этого замечательного, к сожалению, слишком рано скончавшегося «народного врача» произведут на тебя такое впечатление, что ты вооружишься твердым решением больше ухаживать за своей кожей, чем это имело место до сего времени. Чистоплотность предотвращает болезнь! Знаменитый врач нашей школы Луи Куне говорит: «Излечивает только чистоплотность!» И действительно, только чистая кожа может быть здоровой и только содержанием в чистоте органа, столь важного для всех жизненных процессов, мы можем охранять здоровье всех прочих органов нашего тела.
Иначе обстоит дело с уходом за кожей во время болезни. Правда, и в этом случае мы стараемся воздействовать водою на кожу для устранения болезненного состояния и восстановления здоровья, но применение воды с врачебными целями, в зависимости от рода болезни весьма разнообразно, как по форме, так и по температуре, и существенно разнится от приемов, практикуемых в здоровом состоянии. Надо ведь иметь в виду, что заболевание, быть может, произошло вследствие недостаточного применения воды в здоровом состоянии, а в таком случае очень легко можно причинить вред, применяя приемы, годные для здорового человека. Не только отвыкшая от воды кожа может испытать серьезный вред, благодаря несоответствующим приемам, но это может повлечь к тяжелым последствиям и для всего организма, подчиняющегося влиянию кожи, и для всех его органов, находящихся с последней в теснейшем взаимодействии. Таким образом, вместо выздоровления можно получить только усиление болезни. Для лечения водой существуют сотни правил и законов. Применения воды весьма разнообразны и видоизменяются в зависимости от рода заболевания, силы его, продолжительности, далее пола и сложения больного и т. п. Таким образом, всякий шаблонный способ лечения с помощью воды сопряжен с серьезной опасностью для пациента, так как один человек непохож на другого, и одна и та же болезнь может проявляться различным образом, а следовательно, и требовать различных приемов лечения. Ввиду этого, при желании, действительно, с успехом лечить больных водой необходимо обладать способностью индивидуализировать, т. е. уметь различать особенности данного организма, и соответственно им направлять самое лечение. Итак, лечение не есть наука с твердо установленными, неизменяемыми правилами. Это — искусство, основанное на опыте, практике, наблюдении и размышлении и не знающее никаких готовых трафаретов, по которым можно было бы лечить и исцелять больных.
Прежде чем предпринять лечение водой, надо основательно рассмотреть и принять во внимание состояние сил больного, его жизненную силу, представителями которой являются носители жизни — нервы, далее состояние отдельных органов больного тела, пищеварения, сон и т. д. и лишь после такого всестороннего рассмотрения можно приступить к выбору и применению известных процедур водолечения.
Дорогой читатель, главная цель этой книги и состоит в том, чтобы указать тебе правильный путь к решению таких вопросов. Прежде всего ищи знакомства с основами водолечения, и ты скоро пожнешь плоды небольших усилий, когда сумеешь быть своим собственным и наилучшим врачом. Впрочем, об этом подробнее говорится в следующей главе.