МАССАЖ И РАСТЯЖКА МЫШЦ
избавление от боли
оздоровление
гимнастика


Шведская гимнастика

История шведской гимнастики
Основы шведской гимнастики
1. Подготовительные движения
2. Напряженные выгибания
3. Подтягивания
4. Равновесие
5. Для мышц спины и живота
6. Ходьба и бег
7. Попеременно-сторонние упр.
8. Упражнения для ног
Образцы типичных упражнений
Шведские гимнастические снаряды

Основы шведской гимнастики


Изо всех средств физического воспитания гимнастика может с наименьшей потерей времени и лучше всего дать человеческому телу гармоническое развитие, здоровье и силу сопротивления, и, благодаря зтим ее свойствам, гимнастику надо считать совершенно. необходимой, так как в настоящее время ничем другим нельзя вполне заменить её"

(А. В. Полторацкий, „Гимнастика и спорт по системе Линга")

Спорт, игры, гимнастика, их влияние на человека.

В системе физических упражнений мы имеем длинный ряд слагаемых, чрезвычайно разнообразных по своему характеру и виду. Сюда входят различные виды спортивных упражнений, естественных движений, игр и гимнастики. Каждое слагаемое имеет свое назначение, й его нельзя выбросить, но при всем разнообразии все формы упражнений должны преследовать одну общую цель физического образования — гармоническое развитие личности, как общественной единицы.

В этом смысле спорт с гигиенической стороны стоит выше других видов упражнений, так как происходи всегда на воздухе и на просторе. Увлечение одним видом спорта вызывает ту или иную деформацию в строении тела, но разумное комбинирование разных видов спорта создает равновесие в развитии. В психическом отношении, при здоровой постановке спорт тоже стоит высоко, как средство закаливания духа и выработки воли и характера. Игры в гигиеническом отношении близки к спорту, так как они главным образом происходят на воздухе и содержат в себе весьма разнообразный элемент движений. При умелом подборе игр можно дать комплект движений всесторонне развивающих играющего. В педагогическом отношении игры, в увлекательной форме самых естественных для ребенка занятий, могут быть использованы, как верный способ выработки и шлифовки личности. Гимнастика, уступая спорту и играм в гигиеническом отношении, если производится в гимнастическом зале, является ценным замещением, когда нельзя заниматься спортом, но никогда не должна отнимать у ребенка его игр. В этическом отношении гимнастика должна быть зато поставлена на первое место, так как она имеет дело с точными движениями. Затем, благодаря глубокой продуманности применения точных движений, гимнастика дает возможность наиболее верно, скоро и довольно просто получить результаты в формировании тела и улучшении функциональной способности внутренних органов.

Шведская система физических упражнений заключается в использовании спорта игр и гимнастики и признает невозможным исключить какую-либо из этих составных частей.

Так как основы шведского спорта и игр не расходятся с здоровыми основами спорта и игр вообще, то в настоящей работе я займусь подробно гимнастикой, представляющей собой основную' систему, на которой построен ряд систем.

Но, повторяю, шведская система физических упражнений считает необходимыми также игры и спорт на воздухе.

Особенность игр и спорта у шведов та, что и здесь применяются гимнастические принципы: последовательность, разносторонность, естественность и развитие внутренней ценности без погони за внешними эффектами. Гимнастика, спорт и игры не могут заменять друг друга, а должны вестись рядом, без соперничества между собою, только дополняясь взаимно и зиждясь на общих основах. Поэтому шведский метод рекомендует (проф. Норландер):

1) Пользуйся прежде всего гимнастикой и сверх того доступными тебе более свободными видами физических упражнений. В особенности не допускай удерживать себя от участия в таких упражнениях возможному сознанию твоих малых способностей и недостаточного искусства.

2) Ты будешь щедро награжден за твои труды и добровольное принуждение укреплением здоровья и увеличением работоспособности на всяком житейском поприще, потому что хорошо организованные физические упражнения влияют не только на укрепление тела, но и на духовное развитие. Это не пустое утверждение, а доказанный факт. Ежедневно занимаясь по часу такими упражнениями, мы не только не теряем времени, а, наоборот, приобретаем увеличение способности выполнять всякую другую работу, как физическую, так и научную.

3) Но одних физических упражнений недостаточно. Нужна наличность и других гигиенических условий: к ним относятся между прочим, чистый воздух, свет, чистота, закалка кожи, разумная одежда, простая и здоровая пища, достаточный сон, избегание злоупотреблений алкоголем и естественный образ жизни.

Шведская гимнастика разделяется на 4 вида, сообразно с различными задачами:

1. Педагогическая или гигиеническая — для всех здоровых (слабых и сильных) людей для развития здоровья, гармонического сложения, поддержания здоровья до старости.

Задача этой гимнастики предупреждать болезни.

2. Врачебная — для больных, при помощи которой уничтожаются дефекты сложения, вызывающие болезни внутренних-органов, и тем достигается излечение без лекарств. Эта гимнастика является, в сущности, частью педагогической, более разработанной и специально применяемой в тяжелых случаях изме-

нения тела. Обычные же искривления, впалая грудь и т. п. исправляются педагогической (гигиенической) гимнастикой.

3. Эстетическая — все, что дополняет развитие человека в отношении ритма, пластичности и грации, при чем отчасти эта цель достигается и педагогической гимнастикой, здесь лишь усиливаясь до стремления к выявлению движений духовной жизни.

4. Военная — задача которой посредством внешнего предмета, т.е. оружия или силы собственного тела, подчинить своей воле чужую. И военная гимнастика является лишь завершением (педагогической в ее прикладном направлении.

Таким образом, основной является гимнастика педагогическая (гигиеническая), о которой я и постараюсь дать исчерпывающие сведения.

Педагогическая гимнастика, стремясь к достижению возжожно лучшего здоровья и гармонического развития, максимально повышает все природные способности, учитывая, однако, что никого нельзя насильно развить свыше его природных способностей и склонностей. Все применяемые гимнастикой движения являются в достижении гармонического развития средством, но не целью, и в этом шведская система существенно отличается от других видов гимнастики, где увлечение формой умаляет задачи. Затем, гимнастика влияет не только на внешние формы тела, а также на внутренние органы, нервы и сосуды, психику, дыхание, деятельность сердца, кровообращение, пищеварение. В этом направлении подобраны и упражнения. „Каждое движение,— говорит Линг, — должно сообразоваться с человеческим организмом: все, что делается помимо него—дурацкая игра, равно бесполезная и опасная. При выборе и применении движений следует брать лишь полезные и целесообразные для -гармонического развития и здоровья человека". Шведская гимнастика не допускает никаких движений, кроме имеющих определенную цель, именно: развитие сил и здоровья человеческого тела, выносливости, ловкости и гибкости, силы воли и смелости.

При выборе упражнений были отброшены все упражнения вредные (сжимающие грудь), излишне-сильные, бесполезные, некрасивые. Степень приспособляемости человека очень велика, и один из учеников Фридриха Яна делал „солнце" на турнике до 123 раз без остановки, но шведская система не допускает подобного утрирования, считая что „нельзя все то есть, что возможно проглотить".

Шведская система определяет ценность каждого упражнения» в зависимости от его развивающего влияния, исправляющей способности, простоты исполнения и естественности применения.

Шведская гимнастика не нравится тщеславным, стремящимся» развить какие-либо одни свои способности для достижения эффекта, потому что она всесторонняя и считает стремление к акробатизму недопустимым по соображениям педагогическим, гигиеническим психическим. Затем, акробатизм в гимнастике отталкивает от нее слабых, т.-е. как раз тех, кому она более всего необходима. Основное качество шведской гимнастики — общедоступность. Однако, постепенным улучшением здоровья, навыков и постоянной тренировкой шведские гимнасты достигают большой ловкости в совершении трудных упражнений. Таким образом,, упражнения, усложняясь до очень трудных, всегда для упражняющихся будут легкими. Упражнения, будучи построены на законах устройства и жизни человеческого организма, являются вполне-подходящими для людей всех наций, применяясь к темпераменту и условиям жизни без особых изменений.

Шведская гимнастика оперирует с точными формами движений, строго распределяя их по принципу правильной прогрессивности в изучении, почему она, по праву, считается не только гигиенической, но и педагогической.

В безостановочном уроке, когда без пауз упражняющиеся-совершают движения в течение часа (или меньше или больше),-не наступает физического утомления, потому что работа чередуется в разных группах мышц. По той же причине — чередования напряжения внимания с автоматическим (рефлекторным)» выполнением—система не делает урока трудным психически.

Классификация упражнений в шведской гимнастике

Характерной особенностью шведской гимнастики, как системы, является группировка упражнений по их определенному влиянию на ту или иную часть тела и внутренние органы. В этом отношении, шведская гимнастика оперирует с упражнениями, как с математическими величинами, и введение инородного движения, посколько оно не может быть обосновано, так же нетерпимо, как введение в число слагаемых единиц длины—единиц веса. Кроме того, все роды или группы упражнений располагаются в определенном порядке, перестановки которого не допускаются. Руководитель, знающий хорошие шведские упражнения, но. не знающий порядка их применения, не может дать шведского урока и будет подобен дирижеру оркестра, в котором все инструменты заиграют без объединяющей их мелодии и ритма. Группировка упражнений совершенно не зависит от применяя гимнастических снарядов: в одной группе могут находиться упражнения, совершаемые на снарядах и без них. Таким образом, термины „вольные движения" и „упражнения снарядовые"—чужды шведской гимнастике. Снаряды в ней считаются необходимыми, но играют иную роль, чем в других системах. Для шведской системы не существует понятия, что снарядовые упражнения обязательно труднее „вольных". Здесь снаряды имеют, главным образом, роль изоляторов, так же, как и правильное исходное положение. Часто бывает, что упражнение без снаряда труднее, чем со снарядом, так как для правильного выполнения требует напряжения многих мышц, которое может быть заменено применением изолятора снаряда. Затем, никогда (кроме прикладной гимнастики) гимнаст не приспосабливается к снаряду, а снаряд отвечает требованию упражнения. Снарядам я посвящаю часть настоящей работы, сейчас же упоминаю о них в связи с классификацией упражнений и перехожу к так называемой „шведской кривой".

Каждый дневной урок шведской гимнастики включает в себя ряд разнообразных движений, дающих законченную, правильную работу, как всем мышцам (формирование тела), так и основным функциям внутренних органов. В первом отношении шведская гимнастика может быть названа гимнастикой гибкости, во втором - дыхательной и крупных сосудов.

В каждом упражнении различают три момента:

1) исходное положение, из которого лучше всего производить упражнение; оно фиксирует (изолирует) ту часть тела, которая не должна в данный момент участвовать в движении;

2) самое движение и

3) конечное положение, чаще всего аналогичное с исходным.

Для получения пользы от упражнения необходимо выбрать правильное исходное положение и правильные формы и темп движения. Работа крупных мышц, особенно сопровождаемая усиленным дыханием и работой крупных сосудов, производится в медленном дыхательном темпе (16 —18 в минуту), работа длинных мышц в быстром темпе. Форма движений должна быть точной, и всякое движение доводится до конца, т.-е. мышцы должны сокращаться и растягиваться полностью. Этим вообще гимнастика отличается от простых движений. Точность — душа шведской системы. Однако, неодинаковое исполнение, сообразно с индивидуальными особенностями, не считается ошибкой, но всегда нужно стремиться к идеальной точности, хотя бы никогда не удалось ее достигнуть. Все упражнения разделяются на 10 групп: напряженные выгибания, подтягивания, равновесие, для плеч и спины, для мышц живота, для боковых мышц (попеременно-сторонние), выносливости (ходьба, бег), для ног, прыжки и дыхательные. Они имеют самостоятельное значение, к ним присоединяются две группы вспомогательных: подготовительные и отвлекающие движения и, кроме того, особо стоит группа порядковых движений, как психический элемент урока. Все 10 групп содержат ряд упражнений, которые могут быть систематизированы в порядке их трудности, разветвляясь, в свою очередь, на несколько линий, как это будет указано ниже. Упражнения подготовительные типичны только тем, что они всегда совершаются без снарядов „на полу" и являются легчайшими в уроке, но могут быть причислены к разным другим группам. Отвлекающие движения имеют целью регулировать кровообращение. Они не занимают постоянного места в уроке, но применяются всегда, когда нужно сгладить влияние трудных движений. Дыхательные движения со специальной целью применяются в подобных же случаях, а, в сущности, и все специальные группы упражнений являются в той или иной мере дыхательными. Грубой ошибкой в шведской гимнастике считается задержка дыхания. Указанные выше группы упражнений содержат очень большое число движений, которое можно еще увеличить разумным комбинированием их, но порядок размещения групп является постоянным, ради достижения полного воздействия на организм и законченной работы. Это называется „дневной урок", который проходится, как одно гармонически построенное целое, безостановочно всеми упражняющимися. Движения совершаются одновременно всеми как „на полу", так и на снарядах, обладающих большой пропускной способностью. Начинается урок порядковыми движениями, служащими в психическом отношении—для сосредоточения внимания и в практическом—для удобного размещения упражняющихся. В физическом отношении строевые движения не являются трудными и скорее понижают пульс (благодаря напряжению внимания), чем повышают его. Дальше, группы упражнений располагаются по принципам:

1) постепенного нарастания работы,

2) чередования трудного с легким,

3) при беспрерывности работы, постоянной ее смены,.

4) предоставления работы антагонистам ;

5) ликвидации утомления.

СХЕМА УРОКА