МАССАЖ И РАСТЯЖКА МЫШЦ
избавление от боли
оздоровление
гимнастика


Важность чистого воздуха
Важность солнечного света
Тепло в организме
Важность чистой воды
Обмен веществ в организме
Как правильно одеваться
Как правильно спать
Об образе жизни
Важность движения
Важность отдыха
О закаливании
Как закаливать детей
Как мыться и ухаживать за кожей
Баня
Почему люди болеют
Как оградить себя от болезней
Общие правила здрового образа жизни
Естественное оздоровление
Водолечение по методу Приснитц
Водолечение по методу Шрота
Водолечение по методу Рикли
Водолечение по методу Кнейпа
Оздоровление голоданием
Оздоравливающий отдых
О разных системах лечения
Лечение лихорадки
Причины простуды
Нервные заболевания
Меры при эпидемии
Уход за больными людьми
Диета при болезни
Польза хлеба с отрубями

Как закаливать детей?


закаливание ребёнкаОдин из важнейших вопросов, это — «как мы должны закаливать наших детей?» Следуя старой пословице «каков в колыбельку, таков и в могилку!», мы уже с раннего возраста должны приучать наших детей к разумному закаливанию. Позднее они сами скажут нам за это спасибо. Всю жизнь они будут способны к большому количеству умственной и физической работы, они будут в состоянии переносить большие усилия и напряжения, не боясь постоянно за свое «нежное» здоровье. Разумное закаливание обеспечивает нашим детям наилучшую защиту против простудных болезней, которых все так боятся.

Простуда играет в народе важную роль. Многие, однако, смеются над этим, говоря, что это глупость, и думают, что вообще никакой простуды не существует.

Не подлежит никакому сомнению, что простудные болезни существуют, но, с другой стороны, преувеличенная боязнь простуды ничем не оправдывается. Благодаря охлаждению кожи, несомненно могут задержаться в ней продукты выделения и, в зависимости от своего количества и ядовитых свойств, вызвать более или менее сильное расстройство здоровья. Но собственно только накопившиеся уже раньше в теле посторонние и собственные яды, инородные вещества или болезнетворные начала одни имеют решающее значение для того или иного вида заболевания. Задержавшиеся в коже ядовитые продукты ее выделений впервые приводят посторонние вещества в состояние брожения, и лишь с этого момента уже развиваются простудные заболевания в какой-либо форме или заразные болезни, как это мы увидим в одной из следующих глав. Поэтому при попытке закалять детей надо быть чрезвычайно осторожным, надобно закаливать их, помня меру и цель, сообразовываться с возрастом и сложением ребенка и только постепенно усиливать приемы, дабы простудной болезнью, т. е. чересчур бурным целебным кризисом не испортить намеченного успеха, приносимого разумным закаливанием.

Возможность закалить ребенка увеличивается с возрастом; грудных, равно как и совершенно маленьких детей, нельзя вообще закаливать, разве только при помощи пеленания в реформированные конвертики и пребывания в хорошем, чистом и теплом воздухе. Лето — самое подходящее время для закаливания детей, затем идут весна и осень, зима же менее всего пригодна для таких попыток.

Статистика показывает нам, что смертность детей достигает максимума два раза в год. Первый максимум бывает летом, когда дети обыкновенно во множестве умирают от изнурительных поносов (детская холера и т. п.). Другой максимум падает на зиму, когда дети погибают от заболеваний дыхательных органов и разных катаров.

В летнее время у бедных людей, особенно в больших городах, умирает больше детей, чем у людей состоятельных; зимой наблюдается обратное явление: дети богатых умирают в большем количестве, чем дети бедных.

Принято утверждать (с правом или без прав, об этом не будем говорить), что дети богатых людей изнеженнее. Крестьянки же говорят, что «детей и индюшат надо держать в тепле».

Действительно, крестьянки и простолюдинки не обнаруживают никакой склонности закаливать своих детей. Они их тепло укутывают, а ночью греют в постели собственным телом. Когда же они выносят детей в мороз, то так закутывают их, что нужно удивляться, как те не задыхаются.

Профессор доктор Эрнст Брюкке в своей прекрасной книге «Как оберегать жизнь и здоровье наших детей?» говорит следующее:

«Посмотрим, как женщины состоятельных классов выносят на прогулку своих детей в «хорошую зимнюю погоду». Тельце, правда тщательно защищено от холода, но личико покрыто лишь тонким вуалем; ведь надо же видеть милое личико, ведь должно же дитя подышать свежим, чистым воздухом. О, этот свежий, чистый воздух! Ребенок должен вдыхать его не иначе, как согретым, а это предварительное согревание совершается гораздо хуже под тонким вуалем, чем под теми тряпками, которыми нищая покрывает голову и личико своего ребенка».

«В публике распространены чрезвычайно неправильные понятия относительно пользы зимней погоды для маленьких детей. Раз температура опустилась ниже нуля, воздух будет тем опаснее, чем он холоднее и суше, при этом безразлично, согревают ли кожу солнечные лучи или нет. Холодный, сухой воздух непосредственно действует на слизистую оболочку дыхательных органов, как раздражающее средство, и легко приводит их в состояние катарального воспаления. Это последнее тем опаснее для ребенка, чем он меньше, по причине узости пути, через который воздуху приходится пробираться в легкие. Дождливо-холодная погода, при которой температура держится выше нуля, далеко не так опасна; дождь не страшен для ребенка, как скоро он от него защищен. Наоборот, туман может быть весьма вреден, и он тем опаснее, чем ниже температура».

Как я уже сказал выше, лето — самая подходящая и удобная пора для закаливания детей. С одной стороны, закаливающие процедуры связаны с меньшей опасностью для детей, с другой стороны, можно чаще и дольше подвергать детей влиянию важнейшего закаляющего средства, а именно воздуха. Наоборот, зимой детей удается выпускать на свежий воздух лишь на короткое время, а иногда даже целыми неделями приходится их держать дома. Осенью можно закалить ребенка скорее , чем весной, так как летом он уже успел привыкнуть к воздуху, зимой же, наоборот подвергался изнеживающему влиянию комнатного воздуха.

Первым и важнейшим средством закаливания для детей (а также я для взрослых) является пребывание в чистом, свежем, богатом кислородом воздухе. Только при наисильнейшем зное переводят детей в более прохладные помещения, которые, однако же, не должны представлять собою подобие погреба или ледника.

Достойно сожаления, что у нас в летнее время не вводят школьного преподавания на открытом воздухе, в открытых сбоку галереях. Как бы это было здорово и полезно и для тела, и для ума!
На втором месте надо поставить легкопроницаемую одежду и такую же постель. Это весьма важные средства закаливания, так как они не препятствуют испарению воды через кожу, а также движению воздуха по ее поверхности и, кроме того, регулируют развитие и отдачу кожей тепла.

Далее, весьма важен для закаливания надлежащий уход за кожей при помощи обмываний и ванн. К сожалению, уход за кожей принадлежит к числу тех требований гигиены, которые вообще слишком мало соблюдаются как по отношению к детям, так и по отношению к взрослым. В следующей главе я буду подробнее говорить об уходе за кожей и о купание здоровых и больных; пока же ограничусь краткими сведениями о важнейших пунктах.

Правильный уход за кожей позволяет нам предупреждать целый ряд болезнетворных причин, и точно также соответственным воздействием на кожу мы можем излечивать многие уже развившиеся заболевания. Наряду с легкими, желудком и кишками, кожа представляет в высокой степени важный орган, служащий как для восприятия составных, частей, необходимых нашему телу, так и для выделения использованных и вредных веществ, и недаром знаменитый врач Гуфеланд выразился, что многие тысячи людей, которым поручен уход за лошадьми, заботятся о коже последних гораздо больше, чем о своей собственной. А ведь в сущности как мало требует наша кожа: она желает только, чтобы ее по возможности ежедневно хоть раз обмыли или выкупали.

Как известно, новорожденных купают в воде в 35°С и этой температуры обычно держатся и впоследствии при дальнейших купаниях грудных детей. В зимнее время ребенка надо купать в хорошо натопленной комнате, продержать в воде 4—5 минут и затем завернуть в хорошо нагретую простынку. Вытирание следует производить осторожно, прикладывая простыню к телу и избегая трения. Такое купание производится только ради очищения тела, а не закаливания, и здесь мы задаемся целью ни отнять от тела некоторое количество тепла, ни доставить ему его. Само собой разумеется, неразумно долго держать ребенка в воде, так как при этом чересчур размегчается верхний покров кожи (надкожица), который в этом возрасте настолько тонок, нежен и чувствителен, что даже при вытирании надо соблюдать крайнюю осторожность. Но и в следующие месяцы не следует удлинять продолжительности купанию, как это делают иные матери, оставляя в ванне ребенка потому, что это доставляет ему удовольствие. Увеличивая продолжительность ванны, мы только ко вреду ребенка, увеличиваем расслабляющее действие ее; ни один ребенок еще не стал крепче от того, что его долго купали в теплой воде.

Купать детей по нескольку раз в день бесполезно. Когда ребенок достигает уже возраста и нескольких месяцев и требуется очистительная ванна, его можно с таким же успехом просто обмывать теплой водою. При этом необходимо лишь заботиться о том, чтобы не простудить его. Если ребенок родился осенью, стало быть к началу ближайщего лета достигает уже возраста 8—10 месяцев, то в жаркую погоду можно прекрасно и без всякой опасности постепенно понижать температуру воды в ванне до 24°R (30°С); сообразуясь со сложением ребенка и температурой воздуха и сокращая время купания (до 2—1,5 минут), можно осторожно дойти до (22°R) 27,5°С. Однако, последнюю процедуру я отнюдь не рекомендовал бы для каждого ребенка и настоятельно советую соблюдать большую осторожность. Если тотчас после ванны кожа ребенка не примет прежней теплоты или если ребенок стал чихать в ванне, то это значит, что температура воды была слишком низка. Над детьми, увидавшими свет Божий лишь зимой или весной, производить такие опыты в летнее время, понятно, нельзя.

Эти прохладные ванны ниже 35°С делаются лишь с той целью, чтобы осторожно отнять часть тепла у детей, сильно страдающих во время солнечного зноя. Для закаливания они не имеют значения, так как маленьких детей вообще нельзя закаливать, о чем я и говорил уже выше. Закаливание при помощи прохладной, но не холодной воды можно начинать только тогда, когда ребенок уже ходит. Тогда одновременно, следует начать приучать ребенка бегать босиком; это — весьма важное средство закаливания

Для закаливания надо обмывать отдельные части тела ребенка в следующем порядке: один день обмывают руки от кисти до плеча, на второй день — лицо (разумеется, если нет катара глаз, требующего обмывания лица тепловатой водой) и ноги, на третий день — шею, затылок, спину и ягодицы, на четвертый — грудь и живот и затем вновь сначала в той же последовательной очереди. Когда лицо и руки привыкнут к прохладному обмыванию, их можно будет обмывать ежедневно, остальные же части тела — лишь в вышеуказанном порядке.

Вода для обмывания должна быть прохладной, т.е. до употребления должна постоять в комнате 16—24 часа; подливать в нее теплой воды не следует. Такие обмывания можно делать ребенку только в летнее время; задача их — не столько отнимать излишнее количество тепла, сколько постепенно закалять отдельные части тела, делая их устойчивыми по отношению к влиянию низкой температуры. Если при частичных обмываниях, несмотря на предосторожности, все-таки обнаружится катар или насморк, то никоим образом не следует прекращать обмываний, как это часто ошибочно делают, но необходимо продолжать их, присоединяя лишь несколько паровых ванн. Вскоре после еды никогда не следует производить обмывание спины, груди и живота; необходимо переждать, по крайней мере 2—3 часа.

Когда ребенку исполнится 4—5 лет, то летом можно уже производить обмывания всего тела в один прием. Для этой цели лучше всего взять не очень низкий таз или сидячую ванну, наполнить прохладной водой и выставить на солнце, пока вода не нагреется до 18—20°R (22,5—25°С). Само обмывание лучше всего производить на открытом воздухе. По мнению пастора Кнейпа, вытирание излишне. Ребенка надо быстро одеть и заставить бегать и прыгать и вообще делать движение на воздухе. При неблагоприятной погоде обмывать надо комнатной водой и в комнате, быстро вытереть и заставить ребенка согреться при помощи беганья и т. п.

Если вы дорогие родители, спросите меня, как долго следует продолжать вышеописанные летние частичные обмывания в возрасте до 4 лет и полные обмывания в возрасте старше 4 лет и продолжать ли в зимнее время эту закаливающую процедуру, то я отвечу вам, что продолжать обмывания в течение осени, зимы и следующей весны рекомендуется лишь в том случае, если имеется комната совершенно без сквозного ветра и с температурой воздуха, по меньшей мере, в 20°С. Ребенка тогда ставят вблизи натопленной печки по возможности в маленькую ванну, наполненную теплой водой настолько, чтобы вода достигала до щиколотки. После этого делают очень быстро прохладное обмывание, скорее вытирают ребенка и заставляют делать в той же комнате движение, чтобы он согрелся. Весной, зимой и осенью частичные обмывания надо ограничивать лицом и руками, а вместо обмывания других частей тела лучше два раза в неделю делать ванны в 32,5°С.

Опыт показал, что летом мы переносим прохладную и холодную воду, лучше, чем зимой. Вода одной и той же температуры летом освежает нас, а зимой кажется холодной. Поэтому, когда зимой применяют прохладную воду хотя бы для закаливания и предотвращения простуды и делают полные обмывания, то всегда надо иметь ввиду возможность простуды, благодаря таким холодным обмываниям. Конечно, простуда может произойти и вследствие разницы в температуре комнаты, в которой делалось обмывание, и внешнего воздуха, или же вследствие того, что при самом обмывании не были приняты надлежащие предосторожности.

С шестого года в летнее время вместо прохладных обмываний можно позволять ребенку купаться на воле, но в том лишь случае, если он здоров и крепок, а температура воды не ниже 16°R (20°C). Купания эти лучше всего помогают освежиться во время летней жары и выучиться плавать. Детям, однако, следует внушать самым строгим образом, что никогда не следует купаться вскоре после еды (по меньшей мере должно пройти три часа после нее), после разогревающей быстрой ходьбы и после всяких телесных упражнений, пока усиленная работа сердца и легких не станет опять нормальной. В воде они должны оставаться лишь столько времени, сколько надо, чтобы они освежились. Чем холоднее вода, тем короче должно быть пребывание в ней. Если во время купания наступит познабливание, то это указывает на то, что в воде оставались слишком долго, и купание должно быть немедленно прекращено.

Чем старше становится ребенок (безразлично, мальчик или девочка), тем устойчивее будет его организм по отношению к действию холодных купаний. По мнению вышеупомянутого профессора Брюкке, сила сопротивляемости организма достигает своего наибольшего предела между 11 и 16 годами, более или менее долгое время остается на этой высоте и потом начинает понижаться в зависимости от сложения образа жизни. Злоупотребление спиртными напитками необычайно уменьшает устойчивость по отношению к холодной воде, и еще в древности были убеждены, что если человек молодой или средних лет начинал обнаруживать нерасположение к прохладным купаниям, которыми он раньше охотно пользовался, то это свидетельствовало о приверженности его к пьянству или к распутной жизни. Так называемыми зимними бассейнами для купания, устроенными в больших городах, имеющими обыкновенно воду температуры 20°R (25°C), должно пользоваться зимой, осенью и весной лишь с соответствующими предосторожностями. Очень часто употребление таких купаний влечет за собою простуду, которую можно объяснить тем, что вода 25°С сделала кожу слишком чувствительной по отношению к более или менее низкой температуре наружного воздуха в зимнее время.

Бывают дети, которые несмотря на то, что их стали приучать к прохладным купаниям на воле уже с шестого года, постоянно мерзнут в воде или слишком долго не согреваются после купания. Таких детей надо купать лишь очень непродолжительное время, а то даже и вовсе не купать.

Матери или воспитательницы должны быть очень внимательны по отношению к закаливающим купаниям девочек в холодной воде при наступлении критического времени, когда ожидается появление месячных. В это время девушки не должны купаться в воде ниже 18°R (22,5°C), а во время самого периода им следует совершенно отказаться от купания. Купание и даже просто холодная ножная ванна в это время нередко ведет к самым роковым последствиям.
Еще раз повторяю важнейшее правило, которое необходимо соблюдать при купании, именно, чтобы холодное купание от приема пищи отделял промежуток времени по крайней мере к 3—3,5 часа. Это же правило следует неукоснительно применять и по отношению к холодным полным обмываниям и частичным обмываниям туловища. Его не должны забывать особенно т.е матери, которые имеют обыкновение мыть детям перед сном не только лицо, руки, шею и ноги, но и грудь, живот и спину.

Для закаливания детей весьма важно также не слишком сильно натапливать комнаты в течение зимы. Правда, для детей 2—3 лет необходимо в комнате поддерживать температуру минимум в 16°R (20°C), памятуя, что маленькие дети остаются в нижних, т. е. самых холодных слоях воздуха, так как по закону физики теплый воздух поднимается кверху. Но для детей постарше довольно поддерживать температуру в 14—15°R (17,5—19°С). Само собой разумеется, что они должны быть так одеты, чтобы им не было холодно.

Хождение босиком следует также отнести к весьма важным закаляющим средствам. В журнале «Будущее» была помещена прекрасная заметка о «хождении босиком», которую я не могу не привести здесь:

«СЛОВО К РОДИТЕЛЯМ О ВОСПИТАНИИ ЗДОРОВЫХ ДЕТЕЙ»

«Здоровье есть драгоценнейшее благо человека, и разве не состоит наша первейшая обязанность в том, чтобы делать все возможное для сохранения и укрепления его. А такое укрепление, а, стало быть, и сохранение ничем лучше не достигается, как закаливанием в детские годы. Прежде всего можно достигнуть закаливания с помощью ежедневных холодных ванн, обтираний и т. д., а затем ношением рациональной, полезной для здоровья одежды. Нельзя отрицать того, что в последние десять лет сделаны большие успехи с гигиенической точки зрения в детской одежде. И только по отношению к бедным ножкам грешат еще ужаснейшим образом, что и доказывается вечными жалобами на «холодные ноги» и простуду, вызываемую промачиванием ног. Разумеется, гигиеническое правило «держать ноги в тепле» вполне верно, но этого не надо понимать в том смысле, что ноги следует закутывать возможно теплее. В отношении собственной теплоты ноги занимают совершенно такое же положение, как и руки; но в то время, как большинство детей даже в сильный холод родители пускают с голыми руками, они только и думают о том, как бы посильнее закутать им ноги. Для этого существуют и шерстянные чулки, и теплые сапоги, и вкладные подошвы, и резиновые галоши с теплой подкладкой, и гамаши, и гетры и многое другое, и, несмотря на все это или, Лучше сказать, благодаря всему этому, дети имеют холодные ноги и заболевают после малейшего промачивания последних. С другой стороны, многие выдающиеся гигиенисты и педагоги категорически высказывались, что нет ничего здоровее возможно продолжительного хождения босиком и что детей почти все время следует заставлять ходить без обуви. И, на самом деле, опыт показал, что люди, в детстве ходившие почти всегда босиком, гораздо менее чувствительны и редко страдают холодными ногами. Любой человек может в своем садике пройтись босиком и убедиться, как можно, например, летом выставлять ноги на воздух, как это освежает все тело, а при частом повторении настолько закаляет ноги, что они становятся совершенно нечувствительными к сырости и холоду. Раздражение, производимое низкой температурой, отвлекает кровь от головы к ногам и таким образом основательно их согревает. В некоторых местностях в деревнях наши дети низшего класса населения еще и теперь поставлены в счастливые условия, позволяющие им в широкой мере пользоваться средствами закаливания. В северной Германии есть села, в которых дети ни разу в жизни еще не носили чулок и разве только в очень сильный холод надевают туфли на деревянных подошвах. И как здоровы эти дети! Точно также привыкшим ходить босиком не вредит, если они ходят зимой в деревянных сапогах, в которые так легко проникает вода».

«Но многие даже признавая пользу хождения босиком, выставляют то возражение, что дети состоятельных горожан могут ходить босиком разве только в комнатах или садике, так как в противном случае они будут выглядеть слишком по-нищенски и к тому же перепачкают себе ноги. Ввиду такого возражения сделано было другое примиряющее предложение, делающее доступным и для детей состоятельных горожан закаливание организма путем непосредственного сопротивления ног с наружным воздухом».

«Именно, предполагается обувать детей в сандалии. Они защищают ноги от грязи, сырости и повреждений и, кроме того, в период роста не препятствуют правильному развитию ног и предотвращают образование многочисленных искривлений, мозолей и пр., которые, как известно, легче всего приобретаются в детстве. Для лета это будет здоровая и красивая обувь (зимой она могла бы быть пригодна и в комнатах), так как подвязанные цветными лентами сандалии уже без всякого сомнения выглядят очень изящными и несравненно красивее уродливых кожаных башмаков, искажающих форму детской ноги. Заимствованный из Шотландии весьма красивый и в то же время очень здоровый (?) костюм, оставляющий коленки и икры голыми, вошел во многих странах в общее употребление и даже сделался модным; почему же не могло бы того же случиться с еще более здоровыми, практичными и красивыми детскими сандалиями? В такого рода вещах все зависит только от первой попытки, предпринятой с достаточной энергией. Как скоро ношение сандалий войдет в моду, никто уже не станет находить в этом ничего бросающегося в глаза, но, наоборот, в подражателях не будет недостатка. Кто хочет воспитать здоровых и крепких детей, тот пусть не боясь того, что вначале глупая толпа будет дивиться и насмехаться, воспользуется настоящим предложением, чем он доставит пользу, и радость своим детям. Возьмем для примера морские курорты. Я положительно не могу себе представить для них более практичной красивой и подходящей обуви; теперь же дети бегают там в мокрых чулках и башмаках».

«Что касается приобретения таких сандалий, то всякий сапожник без труда сумеет их сделать по заказу. Лучшим материалом была бы пробка с кожаной подкладкой. Мерка для сандалий снимается с ног, поставленных на пол; для того, чтобы сандалия лучше держалась, ее снабжают небольшим кожаным носком».

«Тот, кто тем не менее никак не может решиться обуть своих детей в благодетельные сандалии, должен хотя бы дома заставлять их побольше бегать босиком, а летом завести для улицы низкие башмаки из легкого материала (шелк, полотно), не надевая им вовсе чулок, как это делают в Бразилии женщины и дети: это также весьма здорово и выглядит очень красиво. Для детей уже существовала однажды такая мода. В журнале «Роскошь и мода» мы читаем, что в 1803 году в Англии дети совершенно не носили чулок. То, что тогда было в моде можно было бы и теперь ввести ко благу детей. Как бы хорошо было, если бы общества для распространения жизни, согласной с законами природы, попробовали бы ввести ношение сандалий следующим образом: дети всех членов должны были бы в определенное время появляться в сандалиях в публичных местах или должны были бы устраивать детские праздники, на которых дети появлялись бы в сандалиях или, по меньшей мере, без чулок. Стоит попробовать; ведь от этого зависит благополучие детей!»

Пастор Кнейп, знаменитый гигиенист и проповедник охранения здоровья, называл хождение босиком «простейшим и естественнейшим средством закаливания».

Теперь повторю тебе слова маститого священника, которые тебе и твоим детям следует запомнить: «Много бурь разражается в жизни над здоровьем человека. Счастье тому, кто с помощью закаливания укрепил корни здоровья и пустил их глубоко в самые недра организма».
В начале этой главы я упомянул о свежем воздухе, как о первейшем и наилучшем средстве закаливания. К нему я присоединил бы и движение на воздухе; это будет вполне естественное дополнение, составляющее одно из требований гигиены закаливания. Беганье, прыганье, кувырканье, танцы и пр., а зимой катанье на коньках — все это прекрасные средства закаливания. Благодаря усиленному притоку кислорода и энергичному испарению с поверхности кожи, происходящему во время движения, усиливается в теле процесс сгорания, обмен веществ, и в результате получается (как я уже разъяснил в главе «Закаливание и изнеженность») благоприятное изменение относительных количеств трех главнейших составных частей нашего тела: воды, белков и жиров. Организм детей становится богаче белками, и, следовательно, беднее жирами и водой.

Если дети еще слишком малы, чтобы дозволять им самостоятельно делать движения на открытом воздухе, то в зимнее время необходимо соблюдать следующие правила. Грудных детей совершенно не выносить на мороз, разве только закутав с головой в теплый шерстяной платок, чтобы перед ртом и носом ребенка образовался род преддверия и чтобы воздух таким образом вдыхался уже предварительно согретым. Наружное отверстие этого преддверия, образованного платком, надо закрыть легким, легко проницаемым шерстяным платком, в целях беспрепятственного доступа воздуха.

Двух и трехлетних детей можно выпускать на воздух при морозе в 3—4 градуса, но лишь на короткое время. При такой температуре они не должны удаляться слишком далеко от дома. При температуре около 8—9 градусов ниже нуля совершенно не следует выпускать детей моложе пяти лет. С шестого и седьмого года способность противостоять влиянию холода начинает увеличиваться, и в 12 лет дети столь же хорошо переносят низкую температуру, как и взрослые, разумеется, если они тепло одеты и вообще здоровы.

В деле закаливания детей весьма важную роль играет питание. Тело ребенка должно в изобилии получать белковые вещества. В главе «Что мы должны есть?» я так подробно говорил о питании, что не считаю нужным опять повторять сказанное. Повторю только одно, а именно, что пища для детей должна быть простой, но здоровой. Хлеб Грэгэма или хлеб с отрубями и плоды должны занимать первое место в детском столе. Не следует только думать, что большие количества пищи, содержащей белки или, лучше сказать, пища, содержащая много азота, будучи введена в организм, в состоянии обогатить его белками и таким образом способствовать закалению. Физиологические процессы, совершающиеся при пищеварении, убеждают нас в сильной ошибочности этого воззрения, мало того — в крайней его нежелательности, так как введение в организм чрезмерного количества белковой пищи причинило уже немало бед здоровью.

Естественная пища, состоящая из белковых веществ, жиров и углеводов в правильном соотношении, в сочетании с внешними закаляющими средствами, единственно лишь в состоянии привести к надлежащему взаимоотношению белков, жиров и воды в организме и таким образом оказывать на последний закаляющее действие.

Профессор доктор Брюкке пишет: «Есть только один пункт, на который никогда не должно распространяться закаливание, это — ночной отдых. В обществе сильно в ходу мнение, что надо приучать детей спать только семь часов, что долго спать — дурная привычка». В действительности же следовало бы держаться как раз обратного. Количество сна, потребное для человека, зависит вообще от его сложения, а, в особенности, от его нервной системы. Детям надо давать спать столько, сколько они хотят. Придет время, когда школьные и другие занятия уже сами позаботятся о том, чтобы дети не спали слишком много. Вмешательство требуется лишь тогда, когда дети вечером отказываются идти спать, лежат долго, не засыпая, требуют, чтобы около них кто-нибудь сидел и что-нибудь рассказывал им т. п. Уже с чисто педагогической точки зрения не следует, чтобы дети привыкали лежать в постели, не засыпая. В таких случаях лучше не давать им спать в течение дня, и тогда дети вскоре приучатся засыпать вечером быстро и крепко».

«Вместе с тем я должен заметить, — продолжает профессор, — что те натуры, которые нуждаются в большом количестве сна, вовсе не принадлежат к так называемым сонливым натурам в обычном смысле этого слова. Наоборот, наблюдение показывает, что обычно большая потребность сна может быть только связана с высшим умственным развитием и с интенсивнейшей мозговой деятельностью».

«В том случае, когда приходится будить детей, — замечает, наконец, профессор Брюкке, — следует делать это с величайшей осторожностью, безразлично, идет ли речь о маленьких или больших детях; детей постарше надо окликнуть ласково, но не громче того, чем следует; маленьких детей, которых вообще по возможности нужно избегать будить, не надо стаскивать с постели, но либо разгулять им сон, не вынимая из последней, либо даже не прибегать и к этому, если то, что с ними нужно сделать, можно произвести в состоянии полусна».