МАССАЖ И РАСТЯЖКА МЫШЦ
избавление от боли
оздоровление
гимнастика
 


Важность чистого воздуха
Важность солнечного света
Тепло в организме
Важность чистой воды
Обмен веществ в организме
Как правильно одеваться
Как правильно спать
Об образе жизни
Важность движения
Важность отдыха
О закаливании
Как закаливать детей
Как мыться и ухаживать за кожей
Баня
Почему люди болеют
Как оградить себя от болезней
Общие правила гигиены
Естественное оздоровление
Водолечение по методу Приснитц
Водолечение по методу Шрота
Водолечение по методу Рикли
Водолечение по методу Кнейпа
Оздоровление голоданием
Оздоравливающий отдых
О разных системах лечения
Лечение лихорадки
Причины простуды
Нервные заболевания
Меры при эпидемии
Уход за больными людьми
Диета при болезни
Польза хлеба с отрубями
 

Водолечение по методу Кнейпа



Все воды восхвалят имя Господне!
КНЕЙП

Всякая былинка на земле да хвалит Господа!
КНЕЙП

лечение водой кнейпаИмя «Кнейпа» мы встречаем теперь повсюду. Везде говорят о поразительных случаях излечения, достигнутых Кнейпом с помощью его приемов водолечения. В газетах, в общих журналах, как и в специальных журналах, посвященных естественному методу лечения, наконец в «специальных медицинских журналах», везде обсуждается его система лечения и разбираются его сочинения.

Кто же такой «Кнейп?» Кнейп — католический священник и в то же время врач — последователь естественного метода лечения; он вылечил массу людей, и успехи его «лечения были иногда прямо чудесны, так что он приобрел известность как среди врачей, так и среди публики. Пастор Кнейп был таким же искусным целителем тела, как и души; он был врачем, который с трогательным бескорыстием свершал свое благое дело, не требуя никакого иного вознаграждения кроме добровольного пожертвования в пользу церкви и на добрые дела. Пастор Кнейп, как известно, жил в Вёристгофене, селе, находящемся между Меммингеном и Аугсбургом, куда стремились массы слабосильных, хилых и больных. Послушаем сначала кое-что о замечательной судьбе и необыкновенной жизни этого достойного служителя церкви и врача — приверженца естественного метода лечения.

Пастор Кнейп родился 17-го мая 1821 г. в Стефансриде, близ Оттобейрена; он был сын бедного ткача. Хотя мальчик и был очень способен, родители, однако, не могли удовлетворить его страстному стремлению к учению, ему предстояло пойти по стопам отца и стать ткачем. Но непреодолимое желание сделаться священником побудило молодого Кнейпа убежать на 21 году от ткацкого станка, после чего он начал странствовать от одного пастората к другому, чтобы среди духовенства найти поддержку в достижении своей цели — изучения духовных наук. После многих бесплодных попыток, он добился своего: в нем принял участие капеллан, впоследствии прелат Матвей Меркле в Грёненбахе. Сначала Кнейп учился у него латинскому языку, а затем попал в гимназию. Во время учения Кнейп сделал первые опыты с целебной силой воды. Лишения и переутомление во время учения настолько разбили его физически, что он стал болеть грудью. Его врач, профессор Петцольд, в Мюнхене, не мог помочь ему, несмотря на самый тщательный уход, так что надежда добиться сана священника, к чему Кнейп стремился всей душой, исчезала все более и более. Однажды, когда он находился в таком несчастии, ему попалась в руки книжка, изданная выдающимся врачем Гуфеландом; это было сочинение доктора Гана, первого немецкого «водяного доктора», о гидротерапии. В этой книжке рассказывалось о различных случаях излечения с помощью водолечения и рекомендовалось обратиться к этому способу лечения. При чтении книжки Кнейп почувствовал новый прилив бодрости и начал сам лечить себя водой согласно прочитанным им указаниям книжки. Это лечение остановило развитие его болезни, так что он вновь мог продолжать учение и расположен был в священники. Продолжая применять на себе различные приемы водолечения, он довел свое здоровье до такого состояния, каким оно не бывало и прежде, в годы детства и юности.

Успехи, достигнутые на самом себе, побудили его попробовать полечить и других теми же приемами. Результаты, полученные им при лечении водой товарищей по учению, были настолько благоприятны, что Кнейп решился и впоследствии во время священнической деятельности заниматься и врачеванием недугов.

Будучи прекрасным наблюдателем и обладая светлой головой и практической натурой, пастор Кнейп основал и постепенно развил вполне своеобразную систему водолечения, которую он и изложил популярным народным языком в своем быстро прославившемся сочинении: «Мое водолечение; средства для излечения болезней и сохранения здоровья». Составленная на основании более чем 30-летней практики, книга была написана так поучительно, а приведённые в ней истории болезни делали чтение настолько занятным и настолько убеждали читателя, что слава автора, как врача, скоро разнеслась в далекие страны, и началось настоящее паломничество в местечке Вёрисгофене. Изо всех городов, изо всех стран света приезжали пациенты к пастору Кнейпу, чтобы выслушать от него совет и получить помощь и исцеление, и многие из них действительно были излечены. Излеченные, в свою очередь, разносили по всему миру добрую славу о пасторе Кнейпе, так что приток больных в Вёрисгофене еще более усилился.

Насколько велики были успехи пастора Кнейпа, настолько же просты воззрения, лежащие в основе его метода лечения. Рассуждения Кнейпа исходят из того основного положения, что все болезни берут начало в крови: либо в последней находятся вредные, нечистые составные части, либо кровообращение совершается неправильно. В обоих случаях холодная вода должна оказать целебное действие; в первом случае применение холодной воды побудит кожу к усиленной деятельности, и в то же время болезнетворные начала придут в движение, растворятся и будут подготовлены к выделению. Так, напр., по теории Кнейпа тифозные и оспенные больные могут быть излечены в случае, когда причиною болезни являются неправильности кровообращения, они регулируются известными «обливаниями». Такими средствами пастор Кнейп излечивал потерявших голос и даже зрение и слух — страдания, которые он приписывает хроническому приливу крови. Однако же, помимо того, Кнейп стремился во всех случаях разумно закалять и укреплять организм. Он достигал этого возможно коротким применением холодной воды и электризирующим действием таковой на человеческий организм. Кнейп никогда не лечил больную часть организма одну, саму по себе, но всегда одновременно и все тело. Запас сил, увеличивающийся благодаря рациональному закаливанию, распределяется и на более слабые и потому больные органы, и болезненные явления начинают постепенно исчезать. Насколько мне известно, Кнейп излечивал все болезни, за исключением органических страданий, унаследованных или в раннем детстве полученных болезней, напр., эпилепсии (падучей) и некоторых болезней, ведущих к полному истощению, напр., сухотки и т. п. Он не имел обыкновения долго распрашивать пациента, смотреть язык, щупать пульс и т. п. У него, впрочем, и не было времени для долгих консультаций, так как приходилось ежедневно принимать по несколько сот больных. Для распознавания болезненного состояния ему довольно было взглянуть на выражение лица, цвет лица, выражение глаз и осанку пациента. Да, Кнейп был прирожденным врачем, Богом благословенным врачем. Его проницательность и почти безошибочные диагнозы внушали к нему всеобщее доверие.



Насколько проста его теория, настолько же прост и его метод применения воды. Холодная вода применяется им очень осторожно и весьма разумно: в большинстве случаев процедура длится от полминуты до минуты и очень редко дольше трех минут. Растирание полотенцем или щетками и обсушивание после применения воды не имели места. После всякой процедуры пациенты должны были согреваться прогулкой на открытом воздухе, а если они не были в состоянии гулять, то согревались лежа в постели. Невытирание имеет свои неоспоримые преимущества, так как развивается приятная влажная теплота, а затем получается равномерное распределение крови. Пастор Кнейп рекомендует также перед применением холодной воды делать движение, чтобы при начале процедуры имелся запас нормальной собственной теплоты. «Кто приступает к водолечебному приему потным, поступает всего лучше», — говорил высокоуважаемый пастор, делая из этого правила обязательное исключение только при неспокойном сердце. В Вёрисгофене применялись всякие обливания. Две или три полные большие лейки холодной воды выливаются пациенту на спину, причем струе дается каждый раз другое направление. С верхним обливанием очень часто соединялось обливание колен, во время которого струя направляется на колени и икры. После применения верхнего обливания пастор Кнейп заставлял иногда пациентам стоять в холодной воде, доходящей до икр или колен; эта процедура должна длиться 1—3 минуты; подчас он заставлял ходить по воде 1—5 минут. Некоторые больные проделывали эту процедуру во время прогулок, входя в речку. Далее применялись: так называемые полуванны, при которых пациент сидел до пупка в холодной воде в течение 2—6 секунд, — сидячие ванны в холодной воде продолжительностью до 1 минуты, — так называемые обливания спины, подобные верхнему обливанию, но производимые в соединении с обливанием ног по всей длине. После ступания или хождения по воде часто и руки погружались в холодную воду на 1—3 минуты. Для всех процедур вода бралась прямо из источника, т. е. совершенно холодная. Кнейп держался того мнения, что чем вода холоднее, тем лучше, и потому в зимнее время прибавлял к воде снег.

Все перечисленные Двойные применения холодной воды замечательно ускоряют и регулируют кровообращение. Многие пациенты Кнейпа должны были утром во время росы ходить босиком по мокрой траве, по мокрым камням или по свежевыпавшему снегу; многих он заставлял даже целый день ходить босиком. В зимнее время всякому пациенту рекомендовалось ходить несколько минут по свежевыпавшему снегу. Эти процедуры особенно хорошо укрепляют весь организм, оживляют нервную систему, регулируют кровообращение и благодательно отвлекают кровь от головы и конечностям.

Я зашел бы слишком далеко, если бы вздумалось здесь перечислять и описывать все процедуры, применяемые Кнейпом. Мне нужно только указать еще на одно основное правило, которым руководствовался Кнейп и которое я передаю его собственными словами: «Кто применяет самые короткие процедуры водяного лечения, тот делает свое дело лучше всего». Рекомендуется также после более продолжительного применения водяного лечения делать паузы в несколько дней. Хотя в своих сочинениях Кнейп и советует применять обертывания, пары и т. п., но в самом Вёрисгофене на первом плане всегда стояло исключительное применение холодных процедур, причем всегда соблюдалось строжайшим образом следующее правило: после всякого применения воды делать движение на воздухе до полного согревания.

Пастор Кнейп с применением холодной воды всегда сам показывал добрый пример на собственном теле. Ежедневно утром он на минуту садился в холодную полуванну и при этом обмывал себе верхнюю часть тела. Как любитель свежего воздуха, он спал ночью даже и в зимнее время при открытом окне. Он был убежден, что легкое и равномерное покрытие тела наиболее полезно, и потому во всякое время года надевал только самую необходимую одежду. Он не терпел, чтобы его пациенты кутались и одевали лишнюю одежду. Пастор Кнейп почти не употреблял спиртных напитков и своим пациентам разрешал потребление таковых только в самом незначительном количестве. По отношению к еде он держался правила: «надо есть столько, сколько хочется». Как последователь естественного образа жизни, он ложился спать аккуратно в 9 часов вечера и вставал в 5 часов утра, чтобы вновь начать дневную работу. Пастор Кнейп был врагом всякой поспешности, и торопливости. Часто он убеждал своих пациентов ходить медленно, думать медленно, говорить медленно. Он не признавал в пациентах различия положения. Отрицая аптекарские медикаменты, Кнейп вернул из забвения много целебных средств, заимствуемых из растительного мира. Все свои познания он почерпал не из разных «патологий», но приобрел их исключительно благодаря внимательным многолетним наблюдениям над различными болезнями, больными и действием на них воды.

Как ни блестящи успехи Кнейповского метода, не следует все же приходить к ложному убеждению, что он в состоянии в короткое время устранить недуги, длившиеся, быть может, несколько лет. «Для лечения водой надо иметь твердый характер», — говаривал уже покойный Приснитц. При лечении по способу Кнейпа выздоровление наступает верно, но медленно. Бывают, однако, исключения, и Кнейп сам нередко достигал блестящих результатов сравнительно в короткое время. Как и при всяком методе, имеющем целью всколыхнуть, растворить и выделить болезнетворные вещества, и при системе Кнейпа часто наступают кризисы, т. е. кажущиеся ухудшения. Сегодня, например, пациент чувствует себя прекрасно, а завтра — больнее, чем был прежде. С ним случается то же самое, что в свое время пастор Кнейп испытал на самом себе: в дни юности он около полугода безуспешно лечил водою свое больное тело, и только после этого наступило надолго существенное улучшение. «При лечении водой, — говорит Кнейп, — происходит то же самое, что бывает на охоте; ядовитое вещество надо выгнать из тела, а это никогда не совершается без шума». Чем медленнее и осторожнее начинаются попытки закаливания, чем менее длятся обливания, чем вообще осторожнее начато лечение, тем менее резки и бурны бывают явления реакции или так называемые кризисы. Заметь себе это, дорогой читатель.

Метод Кнейпа, несомненно, является прогрессом в деле безлекарственного лечения. Хотя Кнейп и заимствовал кое-что из приемов своих великих предшественников, Приснитца и Шрота и потому имеет право на славу творца совершенно нового метода лечения лишь с известным ограничением, тем не менее его следует считать самым выдающимся и самым значительным гидропатом нашего времени. Кнейп такой же гений в области естественного способа врачевания, как Шрот и Приснитц. То обстоятельство, что он принадлежал к духовенству и что его сан обязывал к почету и уважению, несомненно помогло ему в его деятельности последователя естественного метода; будь он простой смертный, едва-ли он достиг бы такой славы и известности. Однако, мы обязаны Кнейпу и кое-чем совершенно новым; так, например, его «обливания» приобрели теперь положительно всемирное значение. Обливания, эти видоизменные души Приснитца, являются совершеннейшим средством гидроэлектрики. Они усиливают электрические свойства нервов и мышц и потому Производят полное изменение во всем организме. Деятельность органов дыхания и выделения, кровообращение и обмен веществ, — все это испытывает могущественное возбуждение. Обливания требуют так мело времен» и их так легко устранить, что их может применять даже беднейший человек, а ведь экономия во времени и в деньгах в наше время чего-нибудь да стоит.

Ортодоксальные и узкосторонние приверженцы водолечения жестоко укоряли Кнейпа за то, что он включил в число лечебных факторов целый ряд растений, целебные качества которых были установлены опытом, применяя их как наружно, так и внутрь. Опираясь на положение: «я не знаю целебной силы растений, но вообще не одобряю их употребления», водяные фанатики энергично восставали против метода Кнейпа и не только против «растительной его части», но и против применения воды. В пылу своей оппозиции они отрицали то, чего отрицать никак нельзя. Всем известно, что некоторые растения, несомненно, обладают целебной силой, и природа дала нам растения для целесообразного пользования ими наравне с другими естественными жизненными и целебными факторами, каковы: воздух, свет, вода, тепло и т. д. Разве растительная диета не есть своего рода лечение растениями? А разве этот образ питания отрицают убежденнейшие приверженцы естественного метода лечения? Разве известные сорта овощей, луковиц и корнеплодов, как, напр., петрушка, кислая капуста, спаржа, шпинат, сельдерей, редька, огурцы и многие другие, не обладают специфическими лекарственными свойствами? Ведь это же известно приверженцам естественного метода лечения и естественного образа жизни! Изгоняют ли они со своего стола все эти вегетарианские кушанья? Едва-ли! Как же могло случиться, что они a priori отрицали растительные целебные средства пастора Кнейпа? Это произошло потому, что они (я должен признать это вполне откровенно) погрязли в предрассудках и забыли первый закон приличия по отношению к противнику, гласящий: «Сначала расследуй, а потом уже суди!» По счастью, теперь уже отчасти состоялся компромисс между приверженцами чистой гидропатии и последователями Кнейпа — обстоятельство, которого нельзя не приветствовать, так как оно послужит на пользу делу распространения естественного образа жизни и лечения.

Пастор Кнейп выступил со. своеобразными воззрениями и в области реформы одежды. Он — враг шерсти и специально шерстяного белья и вместо того рекомендует крепкое грубое полотно или пеньковую тканью качества которых он определяет на основании личного опыта. Из так называемого Кнейповского полотна делаются не только всякое носильное и постельное белье, но и простыни, и платки для обмываний и обертываний, чулки, носки и пр. В Мюнхене и Штуттгарте существуют, специальные фабрики Кнейповского белья. Кнейп следует вполне справедливому основному положению, что одежда должна быть, во-первых мягка и свободна, хотя бы и была сделана из грубой ткани, во-вторых, воздушна; первое необходимо для того, чтобы кровообращение не испытывало препятствий, а второе, чтобы кожа могла беспрепятственно испарять и дышать и чтобы доступ воздуха к коже, а равно передвижение его по поверхности кожи совершалось свободно.

Диета, предписываемая Кнейпом, чрезвычайно проста. Кнейп рекомендует хорошо и вкусно приготовленный домашний стол. Для особого подкрепления сил он. рекомендует так называемый монастырский укрепляющий мучной суп и хлеб из муки с отрубями, так называемый монастырский укрепляющий хлеб. Кнейп строго воспрещает пить кофе и вместо него советует применять в качестве горячего напитка солодковый кофе, на приготовление которого он выдал разрешение фирме Катрейнер в Мюнхене.

Несмотря на блестящие успехи, Кнейповский метод лечения имеет много противников, состоящих частью из медиков, частью из крайних приверженцев других направлений естественного метода лечения и последователей других систем лечения. Одни нападают на Кнейпа за то, что его система построена не на научном основании, другие находят, что его система слишком мало индивидуализирует и слишком сурова.

Эта враждебность по отношению к методу Кнейпа со стороны медиков вполне заслуживает той отповеди, которая была сделана проф. Винтерницем в Вене, основателем научной гидротерапии, по случаю предложенного им в 1871 году лечения брюшного тифа холодной водой. Он, между прочим, сказал: «Для гидротерапии больше, чем для какой-либо иной системы лечения, оправдывается тот факт, что всякое нововведение, всякое улучшение, которое идет в развез с привычками или укоренившимися предрассудками, должно выдерживать тяжелую борьбу с нетерпимостью, поруганием и насмешками. Но истина, лежащая в основе этой системы, приведет в конце концов к победе и признанию. Как недавно еще лечение холодной водой острых, лихорадочных заболеваний, проповедываемое уже лет 30 эмпириками99 среди гидропатов, высмеивалось и подвергалось издевательству и поруганию, как бредни горячих голов, как преступная игра с жизнью и смертью! И вот теперь лучшие врачи снова подтверждают то, что проповедывал в свое время грубый эмпирик Приснитц, а именно: «что при лихорадочных и воспалительных заболеваниях нет более целесообразного и простого лечения, как лечение водой».

Точно также и проф. доктор медицины Гирт, в Бреславле (гигиенист и один из сотрудников по составлению большого сочинения фон Цисмена «Руководство к специальной патологии и терапии»), в одном из публичных докладов о нервных болезнях высказывался весьма благосклонно о Кнейпе, метод которого он «изучал» в Вёрисгофене, и упомянул, что этот почтенный старец вылечил много тысяч больных, в том числе даже весьма тяжело-больных. Положительно несправедливо, что наука до сих пор все еще выступает против этого человека, исполненного любви и сострадания к ближним.

Дай Бог, чтобы все стали на точку зрения Гирта и решились признать заслуги Кнейпа и его метода лечения, а ведь он вполне и честно заслужил одобрения и похвалы, хотя лично и никогда не стремился к таковым. Пастор Кнейп — несомненно гений, прирожденный врач и истинный друг человечества, и нельзя не пожелать, чтобы добрая слава о нем долго жила среди облагодетельствованного им человечества.












Яндекс.Метрика