МАССАЖ И РАСТЯЖКА МЫШЦ
избавление от боли
оздоровление
гимнастика
 


Важность чистого воздуха
Важность солнечного света
Тепло в организме
Важность чистой воды
Обмен веществ в организме
Как правильно одеваться
Как правильно спать
Об образе жизни
Важность движения
Важность отдыха
О закаливании
Как закаливать детей
Как мыться и ухаживать за кожей
Баня
Почему люди болеют
Как оградить себя от болезней
Общие правила гигиены
Естественное оздоровление
Водолечение по методу Приснитц
Водолечение по методу Шрота
Водолечение по методу Рикли
Водолечение по методу Кнейпа
Оздоровление голоданием
Оздоравливающий отдых
О разных системах лечения
Лечение лихорадки
Причины простуды
Нервные заболевания
Меры при эпидемии
Уход за больными людьми
Диета при болезни
Польза хлеба с отрубями
 

Лечение и оздоровление естественными способами



Из всех важных нововведений, которыми так богато наше время, следует, конечно, поставить на первое место те, которые занимаются не только материальными условиями жизни, окружающими человека, но главным образом его собственной персоны, направляя преимущественное внимание на его физическое и духовное благополучие. В настоящее время дошли до сознания, что нарушение законов природы, игнорирование жизненных процессов в человеческом организме, устранимые недостатки в образе жизни и питании являются главнейшими причинами человеческих страданий и что с устранением этих причин исчезают их последствия. Теперь прониклись убеждением, что человеческий организм есть частица природы88, что он тесно связан с нею и что когда он заболевает, то он может выздороветь только при тех условиях и при тех законах, которые в состоянии ограждать его от заболевания и сохранять его здоровым. Условия, сохраняющие человеческое тело здоровым, коренятся в наличности в нем жизненной силы или целительной силы природы, и те же условия действительны и по отношению к заболеванию человеческого тела. Жизненная сила или целительная сила природы и есть та сила, которая восстанавливает здоровье заболевшего организма. Эта неоспоримо существующая целительная сила природы является той основой, на которой покоится вся система естественного способа лечения, в противоположность господствующему медицинскому методу лечения, слишком мало с нею считающемуся. В пособие целительной силе, присущей человеческому организму, пользуются, в целях лечения болезней, еще теми средствами, которые природа сама предоставляет в наше распоряжение, именно: водой, воздухом, светом, теплом, электричеством и т. д., дополняя их, кроме того, различными целесообразными мероприятиями, системой лечения, приноровленной к индивидуальным особенностям организма и опять-таки опирающиеся на законы природы. «Подобно тому, как организм человеческий и вообще все в природе в себе самом находит материал для своего роста и развития, оно должно пользоваться тем же источником и для своего исцеления и потому мы должны применять лишь те средства, которые могут служить поддержкой процессам развития и исцеления, исходящим из самого организма» (Клес). В экономии природы все совершается по определенным, строго установленным законам, и то же самое имеет место и в экономии нашего организма. Как скоро законы нарушаются или обходятся, является возмездие в лице перерождения или болезни. Но природа неизменно стремится к исправлению ущерба в экономии, к восстановлению утраченной гармонии входящих в ее состав организмов, в нашем случае — человеческого организма; она напрягает всю свою силу, целительную силу природы, чтобы устранить расстройства в жизненных процессах. Использовать эту-то силу, поддержать ее в ее целительном стремлении и составляет задачу и истинную сущность естественного способа лечения.

Мы видим отсюда вместе с тем, что болезнь не представляет собою какого-то чуждого, самостоятельного состояния, что это не пришелец, вторгнувшийся в тело извне, но совершенно естественный, в самом теле возникший внутренний процесс, обязанный своим происхождением стремлению природы к самоисцелению. Раз это гак, то очевидно, что способ нашего лечения не может стремиться к немедленному подавлению болезненного состояния89 или к уничтожению (его уже в самом начале, но должен ставить своей задачей устранять его причины. Далее его усилия должны быть направлены к тому, чтобы ограничивать размеры и силу болезненных явлений, как только последние начинают чересчур сильно влиять на организм или к тому, чтобы возбудить целительную силу природы к усиленной деятельности, как скоро болезненный процесс протекает настолько слабо и индифферентно, что на извлечение без особой поддержки извне нельзя рассчитывать. Как уже сказано, только естественный способ лечения в состоянии настолько действенно поддержать природу в ее целительном стремлении, чтобы достигнута была цель врачевания (полное восстановление здоровья организма).

Стремление природы устранить нарушение равновесия в человеческом организме, вызванное какого-либо рода вредными влияниями, выражается двояко: с одной стороны, оно направляется к тому, чтобы выделить и вывести из организма все чуждые ему, следовательно, ненужные и вредные продукты (болезнетворные начала), с другой стороны, оно преследует урегулирование и восстановление нарушенной или прекратившейся деятельности отдельных органов. Поэтому первая задача естественного метода лечения должна состоять в том, чтобы пойти навстречу стремлениям природной силы выводить из организма болезнетворные начала. Для этого мы должны путем выбора надлежащих средств, в таком изобилии предоставляемых в наше распоряжение, поддерживать и возбуждать деятельность выделительных органов, ставя вместе с тем больного в такие условия, которые всего скорее и лучше могут восстановить нарушенные жизненные отправления.

Всякая болезнь являет собой борьбу жизненной или целительной силы природы с «инородными веществами», отложившимися в человеческом организме (см. главу «Как мы должны ограждать себя от болезней?»). Что такая борьба не может обойтись без более или менее энергичных усилий, сказывающихся в более или менее резко выраженном лихорадочном состоянии, очевидно само собой. Лихорадка представляет собой брожение инородных веществ в человеческом теле, и все органы — кровь, нервы и пр., — понятным образом, вовлекаются в этот вопрос брожения. В своей целительной деятельности природа следует вполне определенной системе, квинтэссенцию, ядро которой и составляет лихорадка. «Дайте мне возможность вызывать по произволу лихорадку, и я излечу любую болезнь», — говорит профессор Гарлесс, корифей медицинской же науки. Естественный метод лечения никогда не стремится подавлять лихорадку при острых заболеваниях, так как лихорадка, за исключением особых специфических разновидностей ее, представляет собой благотворное сопутствующее явление всех ненормальных процессов тела и служит важнейшим и благоприятнейшим целебным фактором. На естественном способе лечения лежит лишь одна задача: при острых заболеваниях — следить за имеющимся лихорадочным состоянием, дабы ослаблять его в случае достижения им угрожающей высоты, при хронических же заболеваниях, когда, благодаря полному отсутствию лихорадки, в болезненном процессе не только не происходит никакого благотворного перелома, но, напротив, организм хиреет все больше и больше, — вызывать лихорадочное состояние и поддерживать его известное время, пока оно не окажет своего воздействия. Само собою разумеется, что и в том, и в другом, случае средствами, которыми пользуется естественный способ лечения, будут не лекарства, эти сомнительные агенты, эти по большей части сильные яды, действие которых не только всегда ненадежно, лишь в меньшинстве случаев сколько-нибудь изучено и сплошь и рядом оспаривается самими медиками, но даже, как с положительностью установлено, вредно для здоровых, а потому не может быть полезно и больным. Нет, естественный способ лечения прибегает к услугам рационального, естественного образа жизни, в особенности к применению влажного тепла, которое во всей природе является первым условием всякого роста и развития и без которого ничто живое на земле не могло бы зарождаться, расти и развиваться (см. главу «Теплота»).



Для целей исцеления заболевшего человеческого организма, стоящего в теснейшей связи с природою, естественный метод лечения пользуется решительно всеми естественными средствами в том виде, в каком они имеются в природе, стало быть: воздухом, светом, теплом, водой, естественным, соответствующим анатомическому строению и физиологическим отправлениям питанием, электричеством и т. д. Покой и движение, массаж и врачебная гимнастика, методически применяемые, являются дальнейшими факторами лечения, согласно с законами природы. Естественный метод лечения отнюдь не представляет собой «лечение холодной водой», как это часто утверждают противники его, вследствие ли незнакомства с делом, или просто вследствие непонимания. Точно также приемы нашего метода лечения не ограничиваются применениями воды, как-то опять-таки часто ошибочно утверждается; нет, мы пользуемся всеми естественными целебными факторами: воздухом, светом, теплом, диетой, движением, покоем й пр., разумно сочетая их с применением воды в целях излечения больного человеческого организма. Ведь целесообразное употребление этих простых, естественных целебных средств имеет задачей только, так сказать, пришпорить целительную силу природы самого больного, которая единственно и в состоянии дать излечение. Сообразно с этим, все лечебные процедуры естественного метода лечения должны применяться лишь в самой щадящей форме, в строгом соответствии с состоянием сил и жизненной энергией пациента. Всякая процедура, применяемая без плана, должна быть исключена. И вот при таком-то простом, щадящем лечении наблюдаются случаи исцеления, которые приверженцам аллопатического метода лечения кажутся настоящим чудом. Не удивительно, впрочем, что привилегированная медицина считает чудесными случаи исцеления, достигнутые с помощью естественного метода лечения; ведь сама она не в состоянии излечивать, а может лишь подавлять болезненные явления с помощью «ядов-лекарств». Единственное чудо в наших случаях исцеления можно усмотреть разве в премудром устройстве нашего организма, в стремлении его сохранить свое здоровье, а в случае болезни излечить себя, да потом в том обстоятельстве, что природа-мать дала нам все средства, нужные для лечения. Но эти последние нужно знать и уметь правильно применять.

Конечно, не все встречающиеся в природе естественные вещества могут считаться пригодными для применения в качестве врачебных средств. Почти все минеральные и многие растительные вещества составляют исключение, стало быть, не могут быть рассматриваемы, как «естественные» целебные средства. Да оно и понятно: «ведь ни одно болезненное состояние не обуславливается отсутствием или недостатком в нашем организме химических веществ, например, мышьяка, бромистого калия, йодистого калия, ртути, хинина, наперстянки, мигренина, антипирина, антифебрина и т. д., но причиною болезни всегда и во всех случаях является нарушение законов природы, которым подчиняется человеческий организм, несоблюдение тех жизненных условий, при которых только и возможно сохранение последним здоровья, стало быть — недостаток свежего воздуха, света, надлежащей пищи, движения и отдыха, легкопроницаемых одежды и постели, здорового жилища и т. д.»

Человеческий организм, подобно животному организму, состоит из следующих химических простых тел или элементов: кислорода, азота, углерода, водорода, кальция — металлическое основание извести, калия — металлическое основание поташа (растительная щелочная соль), натрия — металлическое основание соды (минеральная огнеупорная щелочная соль), хлора — простого, весомого, неметаллического тела (по Боку, газообразный элемент), зеленовато-желтого цвета и удушающего запаха; хлор с водородом образует соляную кислоту, фтора (газообразного, бесцветного, неметаллического, в свободном состоянии не добываемого элемента, который вместе с кальцием образует так называемый плавиковый шпат), магния — металлическое основание магнезии (горькозем, тальк), силиция — металлическое основание кремнезема, железа, серы и фосфора. Эти четырнадцать основных элементов соединяются в следующие сложные вещества, образующие живое вещество тела: белок, жиры, воду, клей, поваренную соль, поташ, соду, фосфорнокислую и углекислую известь. Как я уже говорил в главе «Закаливание и изнеженность», главную массу человеческого организма составляют белки, жиры и воды, и вызванное чем бы то ни было изменение нормального соотношения этих веществ в живом организме ведет к уменьшению в нем количества белков и к увеличению содержания воды и жиров. Получается вещественное изменение организма при явлениях брожения, и это отклонение от нормального состава вызывает изнеженность, т. е. болезненное состояние. Болезненное же состояние, в какой бы форме оно ни выражалось, нельзя излечить введением инородных веществ, из которых тело не составлено и в которых оно не нуждается; напротив, введение в организм «инородных веществ» или «инородных ядов» (а таковыми являются почти все употребительные аптечные средства) или вызовет более или менее интенсивную деятельность реакционной силы организма для борьбы с введенным ядовитым веществом, направленной на изгнание чуждого пришельца, что, к сожалению, удается лишь редко, или же, как это случается чаще всего, окончательно сломить природную целительную силу, на которую, помимо борьбы с первоначальными болезнетворными возбудителями, возлагается еще непосильная задача одновременного выведения «аптечного яда».

Таким образом, очевидно, что лекарства (за исключением целебных растений — трав, корешков, побегов, листьев, цветов, плодов и пр., действие которых на человеческий организм хорошо изучено и испытано) не могут излечивать никакой болезни. Случаи наступления полного выздоровления после употребления лекарства доказывает только, что целительная сила природы была настолько велика, что могла одолеть одновременно и болезнь и вредное влияние лекарства. Можно с уверенностью сказать, что такой больной выздоровел не благодаря лекарству, но вопреки ему, исключительно обязанный этим своей жизненной силе. К сожалению, подобная благоприятная случайность наблюдается не часто. Обыкновенно же болезнь с ее явлениями подавляется лекарствами, и организм подвергается затяжной хилости, которую многие принимают за «здоровье». Болезни, вызванные лекарствами, — различные хронические отравления (морфинизм, кокаинизм, отравление хинином, салициловыми, йодистыми, карболовыми, ртутными и др. препаратами) — составляет ныне заурядное явление. Больной, у которого подавленная лекарствами болезнь сравнительно скоро проявляется вновь в той же или иной форме, может почитать себя еще счастливым. С еще большим основанием можно говорить об удаче, если больной обратится для основательного излечения своего недуга к помощи единственно верного и правильного метода лечения, основанного на законах природы. Пусть же эта книга посодействует широкому распространению этого способа лечения и сделает его общественным достоянием!

Как я уже говорил выше, естественный способ лечения со своими основными положениями борется не с болезненными явлениями (симптомами), как это делает аллопатия, но с основной причиной страдания. Этим путем естественный метод лечения действительно излечивает болезни, а не подавляет их только. Поэтому ему приходится лишь в виде крайне редких исключений иметь дело с так называемыми рецидивами (возвратами) болезни или с осложнениями, которые являются лишь доказательством неполного излечения (при помощи лекарств) или перехода болезни из одной части организма в другую. Так как отдельные органы человеческого организма, находятся в теснейших взаимных отношениях, то естественный метод лечения всегда видит в болезненных явлениях, обнаруживающихся в одной какой-нибудь части организма, не местное страдание, но общее заболевание всего организма и, не упуская из виду местного лечения, главное внимание обращает на лечение и устранение общего основного страдания, от которого только и зависит местное поражение.

Доктор медицины Ламан, один из самых выдающихся дипломированных представителей естественного метода лечения, говорит следующее о полном выздоровлении:

«Больной организм, вылечен только тогда, когда он при помощи простейших жизненных возбудителей (простая пища, движение и покой, уход за кожей и т. д.) доведен до такого состояния, что может противостоять влияниям повседневной жизни, когда, следовательно, на него не будет вредно действовать ни перемена погоды, ни нормальные общественные и профессиональные условия. Поэтому нельзя, например, говорить об излечении ревматизма, как скоро больной, хотя и освободился при помощи салициловой кислоты и т. п. от боли и получил способность двигаться, но в то же время боится всякого дуновения ветерка и при первом же удобном случае вновь получает приступ ревматизма. Только тогда больной может считаться излеченным от ревматизма, когда потогонные ванны с последующими укрепляющими охлаждающими ваннами вывели из его тела отложившиеся в нем ненормальные продукты обмена веществ (соли мочевой кислоты), когда, благодаря рациональной, делающей немыслимым образование ненормальных продуктов обмена веществ, диетике (включая сюда как пищу, так и одежду), повысилась сопротивляемость его организма вредным влияниям, когда повторные опыты с простудой (чередование теплых и холодных ванн, воздушные ванны) докажут, что данному лицу не угрожает уже опасность «простудиться» ни на свежем воздухе, ни в жилой комнате или танцевальной зале с открытыми окнами».

«Нельзя говорить об излечении болезни пищеварения, когда ежедневно приходится принимать соду и магнезию против изжоги и отрыжки, когда изо дня в день прибегаешь к слабительным или клизмам, чтобы вызвать стул, когда нужно постоянно быть настороже с едой и питьем, с опаской обсуждая, что можно есть и пить и чего нельзя, и когда три всем том, благодаря постоянному, сильному раздражению, оказываемому брожением плохо перевариваемой, нерациональной пищи, нельзя считать себя сколько-нибудь гарантированным от рака желудка или рака прямой кишки От болезни пищеварения излечен только тот. чей вялый, недостаточно деятельный желудочно-кишечный канал стал вновь нормально функционировать, благодаря усилению циркуляции крови и возбуждению мускулатуры желудка и кишок, а также нервов, находящихся в нижней части живота (отвлекающие влажные брюшные компрессы, массаж живота, туловищные ванны с прохладными обливаниями низа живота и т. д.)».
Так пишет доктор Ламан.

Не признавая употребления лекарств, естественный метод лечения отказывается и от наружного и внутреннего употребления льда. Наружное применение льда к влажным органам может повести к вреднейшим перемещениям болезненных процессов и к развитию опаснейших состояний. Знаменитый гидропат проф. венского университета Винтернитц с полным основанием вооружается против применения льда при естественном методе лечения, говоря между прочим, что лед, положенный на голову (напр., при воспалении мозга), может вызвать замораживание мозга. Но при применении льда к менее чувствительным частям тела может, под влиянием продолжительного воздействия холода, наступить такое замораживание или параличное состояние. Одно из главных правил естественного способа лечения гласит, что при воспалительном состоянии отдельных органов должно отвлекать от места воспаления находящиеся там большие массы крови. Если мы для примера возьмем воспаление мозга, то в таком случае нам предстоит отвлечь кровь от этого весьма важного для жизни органа к органам менее важным, а именно к конечностям, стопам и кистям рук, и вообще задача наша должна сводиться к восстановлению нормального кровообращения. Местное лечение при этой болезни будет состоять только в охлаждении головы с помощью влажных компрессов.

Естественный способ лечения применяет воду в самых различных формах (паровая, полная, сидячая, туловищная и др. ванны, полуванны, обертывания, растирания, обливания, спринцевания и т п., питье и т. д.) и самой различной температуры, но никогда не в замороженном состоянии. Целебное действие воды заключается главным образом в укреплении и возбуждении пониженной жизнедеятельности кожи и нервов. С другой стороны, физиологический эффект воды объясняется присутствием в ней кислорода, который проникает в тело через открытые кожные поры и оказывает там укрепляющее действие. Рациональным водолечением можно регулировать лихорадку, повышать или умерять ее, отвлекать и распределять кровь, освобождать от излишних масс крови воспаленные и переполненные кровью органы и таким образом устранять нарушение равновесия, происшедшее в организме. Но для всего этого водолечение нисколько не нуждается в ледяном холоде. Применение льда с врачебными целями противоестественно и потому в высшей степени вредно для здоровья, ибо крайний холод, так же, как и крайний жар, никоим образом не соответствует физиологическим жизненным условиям человеческого организм»

Подобно тому, как естественный способ лечения отказывается от введения минеральных и растительных веществ в тело человека, из которых это последнее не построено и в которых оно, следовательно, не нуждается ни для своего сохранения, роста и развития в здоровые дни, ни для выздоровления в дни болезни, так точно он по возможности обходится и без операций — ампутаций, разрезов, выжиганий, прижиганий и т. д. При современных противоестественных условиях, к сожалению, не удается совершенно избавиться от операций. Войны, различные опасные профессии, способы передвижения, всегда будут доставлять достаточно жертв для операционного стола. Переломы костей будут случаться всегда. Тяжелые родоразрешения при помощи инструментов при том противоестественном образе жизни, какой ведут многие женщины, всегда будут требовать помощи опытных хирургов. Поэтому о «безоперационном лечении» можно говорить лишь постольку, поскольку оперативного вмешательства избегают при так называемых внутренних и наружных новообразованиях (опухоли, затвердения, кисты, полипы, наросты и т. д.), при карбункулах, нарывах, язвах, гангренозных и ракоподобных воспалениях отдельных частей тела и т. д.

Как я уже говорил выше, естественный метод лечения производит всякое местное заболевание от общего и лечит местное заболевание косвенным путем, обращая все внимание на устранение основного страдания. Внутренние же и наружные новообразования, нарывы, язвы, гангренозные поражения отдельных частей тела и т. д. являются всегда лишь последствиями или видимыми и осязаемыми симптомами скопления в теле инородных веществ, дурного состава крови или нарушенного образования соков. Поэтому лечение должно быть подходящим образом направлено против основной причины обнаружившихся симптомов, так как с устранением причиненного момента исчезнут и его последствия. Во всяком случае наряду с общим лечением полезно будет применять и местное, напр., при язвах или при нарывах накладывать влажные конгрессы или припарки, которые вызовут вскрытие нарыва и заживление язв, ослабят боль и напряжение кожи и предотвратят образование уродующих рубцов. В этих случаях привилегированная медицина сейчас же начинает резать, прижигать, выжигать и т. д., причем нередко происходит отравление крови. От всего этого избавляется лечащийся естественным способом, не говоря уже о том, что оперативное устранение обусловленного основной болезнью страдания всегда оставляет неустраненную эту последнюю.

Естественный метод лечения знает только два из всех дезинфицирующих средств, но зато дезинфицирующих средств вполне естественных; это — «воздух» и «чистота». «Вентиляция (проветривание) есть наилучшая дезинфекция», — говорит санитарный советник доктор Павел Нимейер. Не говоря уже о непосредственной пользе чистого, свежего воздуха, как для здоровых, так и для больных, кислород воздуха является прекрасным средством, затрудняющим или совершенно прекращающим дальнейшее распространение заразных начал.
При лечении ран и при уходе за больными естественный способ лечения, в интересах как больных, так и здоровых, предписывает для предотвращения заражения и переноса болезнетворных возбудителей только чистоту, самую щепетильную чистоту. Для соблюдения таковой прежде всего служит вода. Если последняя чиста, т. е. свободна от вредных примесей, то она является прекрасным дезинфицирующим средством. Ее можно применять при лечении всех ран, в особенности таких, которые заживают путем нагноения. Выдающийся английский хирург Лоузон Тэт замечает, что вода проявляет свое благотворное дезинфицирующее средство даже при самых больших раневых поверхностях, в чем он мог лично убедиться на многих сотнях произведенных им операциях на яичниках. В противоположность взглядам своего земляка и хирурга Листера, Тэт не признает антисептического (противогнилостного) способа лечения ран, так как, по его мнению, химические вещества производят прожигающее и разрушающее действие на органические вещества, из которых, как известно, состоит человеческое тело.

Вода всегда сохраняет рану чистой и свежей. При лечении ран водой не может наступить ни гнилостного, ни гнойного заражения, ни гангрены, ни рожистого воспаления. Нарастание нового мяса в ране идет беспрепятственно, и размеры рубца сводятся к относительному минимуму.












Яндекс.Метрика