Гимнастика воспитательная, коррективная и гигиеническая
Общий обзор
Цель и главные достижения элементарных воспитательных упражнений. Коррективные упражнения. Применение гимнастических приборов. Основное различие между механизмом выполнения упражнений воспитательных и прикладных.
Элементарные или основные воспитательные упражнения заключаются в движениях различных частей тела с целью определенного воздействия, как на мышцы, так и на внутренние органы. Целью их служит достижение следующих результатов:
1) расширить и сделать подвижной грудную клетку;
2) увеличить дыхательную способность, как в отношении жизненной емкости (в куб. сант.), так и амплитуды (размах грудной клетки—разница между вздохом и выдохом), что способствует силе сопротивления, энергии и бодрости;
3) укрепить мышцы живота (брюшной пресс), что важно для хорошего функционирования органов пищеварения и дезассимиляции (удаления отбросов), а также предотвращения тучности и грыжи;
4) развить в должной мере (гармонично) вое мускулы тела.
5) сделать мускулы эластичными, а через это тело гибким, способными производить законченную и совершенную работу;
6) приучить к хорошей осанке;
7) исправить недостатки профессиональных изменений строения тела: согнутую спину, сутуловатость, боковые искривления позвоночника, опущенные плечи и чрезмерный изгиб позвоночника в поясничной части, что вредно отражается на работе почек.
Эти цели достигаются соответствующим выбором точных движений. В порядке постановки целей первой является увеличение грудной клетки и увеличение ее жизнедеятельности.
Этому соотвествуют упражнения, развивающие мускулы, которые отводят плечи назад — вниз, сближают лопатки и прижимают их к грудной клетке сзади, выпрямляют до правильной кривизны позвоночник и поднимают ребра, оттягивая задние концы вниз с одновременным подъемом передних вверх.
С точки зрения воспитательной гимнастики, грубой ошибкой и, даже совершенно недопустимым, является применение таких упражнений, которые сжимают грудь, сводя плечи вперед и нагибая голову вперед, вследствие чрезмерных усилий и опоры на плечевой пояс. Такие неправильные упражнения содействуют укорочению грудных мышц и удлинению спинных, тогда как воспитательная гимнастика стремится к обратному. Как доказал д-р Тиссье многочисленными снимками, выпрямление тела сопровождается растягиванием мускулов лица, выражением удовольствия, радости, наоборот, сгибание тела — выражением печали, астении. У гимнастов с большой, за счет грудных мышц, окружностью грудной клетки, обычно незначительная амплитуда и жизненная емкость.
Указанным целям соответствуют описанные далее упражнения. Для получения хороших результатов от упражнений нет необходимости в специальных приборах — вес частей тела достаточен сам по себе для производимой работы. Приборы в этом отношении желательны только, как изоляторы для индивидуализации действия отдельных частей тела. Однако, удачный выбор исходного положения, постепенное приучение к совершению точных простых движений позволяют обойтись и совсем без аппаратов. Равным образом, несмотря на то, что существует большое разнообразие упражнений и оно может быть еще увеличено, для целей воспитательной гимнастики достаточно использовать только наиболее простые упражнения. Движения сложные, как без снарядов, так и на снарядах содействуют большему увлечению, но они не могут значительно увеличить достижения в развитии. Это развитие достигается в постепенном приближении к точным формам элементарных движений с наибольшей их амплитудой. Несмотря на кажущуюся их простоту, они всегда дают возможность прогресса и хорошее их исполнение соответствует достижению хорошего развития.
Элементарные воспитательные движения характерны тем, что они стремятся к наиболее сильному и определенному местному воздействию, т. е. на те или иные мускулы, которые нужно развить, причем эти мускулы проявляют достаточное усилие, ослабевающее постепенно, по мере усвоения упражнения, которое в применении прикладной гимнастики сохраняется, как привычное и без усилия. Элементарные упражнения полезны всем и сильным и слабым, а особенно: последним т. к. они устраняют наследственные недостатки и приучают беречь свои силы. Их нужно рассматривать, как азбуку и грамматику физического воспитания, как приготовительную ступень к прикладной гимнастике и спорту. Достижения в привычном и без усилий выполнении элементарных упражнений значительно облегчает технику всяких сложных упражнений, между тем, как для человека от природы сильного, но не знающего элементарных движений, прикладная гимнастика и спорт также трудны, как неграмотному изучение литературы. Их достоинство и в том, что они научают правильно оценивать усилие, выбирать наиболее удобные исходные положения и действовать с полной уверенностью.
Элементарные воспитательные упражнения содержат достаточный материал для поддержания силы и гибкости тела и хорошего функционирования внутренних органов в любой обстановке: при отсутствии времени, аппаратов, места. Движения без снарядов могут совершаться с большой пользой, при удачном их выборе, в течение 10 минут в маленькой комнатке, лишь бы было достаточно чистого воздуха. Они особенно ценны для занятого человека, подверженного действию ремесленных навыков, а также лицам увлекающимся однообразным спортом или прикладными упражнениями, для восстановления гармонического развития. В таком случае выбираются те воспитательные движения, которые оказывают наиболее сильное и определенное действие на органы, нуждающиеся в исправлении их формы и деятельности. В большинстве случаев это будут движения распрямления, сопряженные с дыханием, уравновешивания бокового развития и ликвидирующие застои в нижней части туловища.
Элементарные воспитательные упражнения содержат:
1) классические движения всех сочленений и во всех направлениях рук, ног и туловища (без приборов и на приборах),
2) простые подвешивания на руках,
3) опора на руках с одновременной опорой ног,
4) движения равновесия с уменьшением площади опоры,
5) прыжки,
6) дыхательные упражнения.