МАССАЖ И РАСТЯЖКА МЫШЦ
избавление от боли
оздоровление
гимнастика
 



Физическое воспитание
и гимнастика СССР

Как сохранить здоровое сердце
Правильное дыхание
Закаливание
Отдых, сон, еда
Общий обзор гимнастики
Основные принципы гимнастики
Исходное положение
Упражнение для рук
Упражнение для ног
Упражнения на перекладине
Упражнения в упоре лёжа
Упражнения в равновесии
Прыжки
Упражнения для туловища
Дыхательные упражнения
Упражнения со снарядами
 

Основные принципы гимнастики (Гимнастика СССР)



Принципы правильного исполнения элементарных воспитательных упражнений. Исходное положение и основная стойка — ключ к исполнению всех элементарных воспитательных движений. Сохранение правильного положения при исполнении движений. Устранение напряжения. Ритм движений. Количество движений, исполняемых под ряд. Качества хорошо сделанных движений. Способ дыхании во время движений.

Всего основных упражнений каждого рода по 6-ти, в равновесии 3, а для ног 12. При описании, в каждой группе упражнений нумерация их сделана, по возможности, по степени их важности с точки зрения усилия и работы.

Правильное исполнение элементарных воспитательных упражнений основывается на следующих принципах, без которых движения ложны и неполны и не производят на организм должного воздействия.

Ключ к исполнению всех движений — это правильное исходное положение и самое основное из них — прямая стойка. В основной стойке тело полностью выпрямляется, все части его принимают максимальный размер, а мышцы достигают нормального напряжения и готовности к действию. То же происходит и во всяком другом исходном положении, которое выбирается с целью придания телу наиболее удобного положения для производства движения. Как основная стойка, исходное положение и конечное положение, в которое возвращается тело после движения, должны быть совершенно определенной и точной формы. Небрежность в начальной и конечной форме движения делает самое движение или бесполезным или вредным. Несомненно, что и самое движение должно совершаться, по возможности, точно, с соблюдением всех деталей, которые имеют большое значение, совершенно меняя результат упражнения. Части тела, которые не вовлекаются непосредственно в упражнение, должны сохранять положение, приданное им перед упражнением, иначе они будут совершать ложную работу, увеличивающую трату энергии и не дающую пользы. Такая «ложная работа» очень свойственна лицам, не занимавшимся воспитательной гимнастикой и последняя стремится к постоянному индивидуализированию (или изоляции) работы мускулов, считая неценной ту работу, где сразу участвует много мускулов. Изолирование работы позволяет значительно сосредоточить усилие на отдельных мускулах и небольших их группах и поэтому, при сравнительно легких упражнениях, получить большие результаты, которые легко проверить и заметить.

Всякое движение воспитательной гимнастики характерно тем, что оно производится до полного сокращения и растяжения мускулов, вследствие чего движения воспитательной гимнастики не могут совершаться иначе, как в ритме, соответствующем форме и массе мускулов, участвующих в этих движениях.

Мускулам тонким и длинным соответствуют быстрые движения, толстым и коротким, а также большой массы, медленные движения. Как практическое правило, можно установить для различных случаев, следующие три скорости полного сокращения и вытягивания мускулов (сокращение соответствует вытягиванию антагонистов, т.-е. противоположных) :

а) 1/2 секунды для сгибания и выбрасывания от плеч в разных направлениях рук, когда эти движения не имеют прямой целью дыхание, для совершения одного движения исходного положения (например: левая нога в сторону и руки к плечам — 1/2 сек. и правая нога в сторону, руки вверх— 1/2 сек., а всего на исх. положение: ноги врозь, руки вверх — 1 секунда), для перестановки ног — на каждое движение (например: поворот делается в два темпа по 1/2 сек. всего в 1 сек.);

б) 1 секунда для перемещения и движения конечностей, когда путь перемещения равен полной амплитуде движения, например — поднять руки снизу вверх или вытянуть ногу в сторону, носок на полу.

В этом: случае движения способствуют дыханию, но не являются типично дыхательными;

в) 2 секунды, для перемещения крупных частей тела, огибания туловища в разных направлениях, в дыхательных движениях и при равновесии на полу. Таким образом, на поднятие рук в стороны или на сгибание тела в сторону, нужно 2 секунды и в течение минуты можно сделать 15 поднятий и опусканий рук или сгибаний и выпрямлений туловища, что соответствует 15-ти вдохам и выдыхам (нормально 18 дыханий в минуту). С такой же. скоростью совершаются упражнения в подвешиваниях, подтягиваниях и опоре, причем конечное положение; не должно задерживаться дольше самого движения.



Приведенные цифры скорости (1/2 — 2 сек.) не могут считаться абсолютными, а лишь дающими представление о разнице в быстроте различных движений.

Всякое новое движение совершается в значительно более медленном темпе, пока оно не сделается привычным и прогрессивность упражнений зависит от приближения к указанным нормам, причем уменье делать упражнение быстро не всегда определяет хорошие достижения, а наоборот, может служить показателем обратного. Например, сгибание туловища труднее в медленном темпе и легче в быстром, т. к. в быстром не доводится до конца, также равновесие.

Прыжки исключаются из числа упражнений, подчиненных определенной скорости. Изучение элементов их происходит в медленном темпе, совершаются же они в зависимости от величины и препятствий.

Между концом движения и началом нового имеются моменты остановок, равные по продолжительности самому движению, т.-е. конечная форма движения фиксируется. Удержание конечной формы требует и служит показателем активной работы мускулов, поэтому ради прогрессивности усилия и достижений, целесообразно моменты фиксации удлинять. Способность удерживать положение полного сокращения и растяжения мускулов характеризует гибкость. Вначале, при отсутствии гибкости, удерживание конечных положений очень трудно, но, все-таки, необходимо, хоть на короткий момент, это делать, чтобы лучше расправить суставы и быть уверенным, что движение совершено в наибольшей своей амплитуде.

Количество движений, сделанных в одну минуту — называется тактом движения. Такт определяется сообразно выше приведенным скоростям и продолжительности фиксирования конечных положений.

Все движения должны совершаться симметрично, т.-е. одной и другой стороной тела, начинаясь всегда в левую сторону и с левой нош и руки, как менее развитых.

Затем, все движения должны совершаться с энергией и силой, но без толчков и порывистости, всегда легко, мягко и плавно. Толчки утомляют сердце и портят мускулы. Количество повторения каждого упражнения определяется при индивидуальной работе чувством очень легкой усталости, а при коллективной преподаватель расчитывает число повторений на силы средних учеников, позволяя особенно слабым прекращать движение немного ранее.

Из всего изложенного, можно сделать вывод, что движение можно считать хорошо исполненным, если оно удовлетворяет следующим условиям:

1) произведено с достаточной энергией и силой, исчерпавшими до конца сокращение мускулов;

2) в движении участвовали только те мускулы, которые желательно было развить, остальные же сохраняли положение покоя, готового к действию;

3) движение происходило с точным соблюдением темпа, легко и без толчков;

4) обоюдосторонне, т.-е. каждая работающая мышца и сократилась и растянулась в равной мере.

На качество движения и связанные с ним внутренние функции огранизма, громадное влияние имеет дыхание и способ его.

Необходимо считаться со следующими правилами:

1) Всегда дышать естественно, глубоко, никогда не задерживать дыхания;

2) Ритм дыхания согласовать с тактом движений;

3) Вдох делать, когда тело распрямляется и грудь поднимается, выдох при наклонении туловища или опускании рук.

Поднимание рук, равно как сгибание и поворачивание туловища в сторону, влечет за собой поднятие груди (при нагибании и поворачивании поочередно усиленное поднятие одной половины) и потому этим движениям соответствует вдох.

4) Никогда не задерживать воздух в легких и не делать вдох, при подтягивании делать выдох, при опускании сделать вдох перед усилием: и затем выдыхать во время усилия. Например, во время подвешивания сделать вдох, при подтягивании делать выдох, при опускании вниз вдох.

При мгновенном усилии выдох производится быстро и воздух как бы выбрасывается из груди, почему дровосек, например, замахиваясь топором, набирает воздух, а ударяя «кряхтит».












Яндекс.Метрика