МАССАЖ И РАСТЯЖКА МЫШЦ
избавление от боли
оздоровление
гимнастика
 



Шведская гимнастика

История шведской гимнастики
Основы шведской гимнастики
1. Подготовительные движения
2. Напряженные выгибания
3. Подтягивания
4. Равновесие
5. Для мышц спины и живота
6. Ходьба и бег
7. Попеременно-сторонние упр.
8. Упражнения для ног
Образцы типичных упражнений
Шведские гимнастические снаряды
 

Шведские гимнастические снаряды



Давая здесь описание шведских главных снарядов, мы постараемся помочь вопросу оборудования гимнастических зал достаточной конкретностью указаний для постройки в столярной мастерской. В прошлом году был сделан опыт одной школой в Петрограде оборудовать зал по моим чертежам, показавший что столяр, никогда не видавший снарядов, может сделать их вполне хорошо, но, к, сожалению, снаряды оказались построены плохо не по вине столяра. Чтобы подобной истории не повторилось, советую заказ, наблюдение и приемку поручить лицу, которое хорошо разберется, и в описании, и в чертежах. Поручить сведущему лицу только приемку, дав заказ небрежно и оставив исполнение без надзора, — значит повторить ошибку. Все размеры приводятся точно и все детали важны, на это обращаю внимание.

Бум простой, двойной и параллельный.

Бум представляет собой перекладину, устанавливаемую очень просто на разной высоте, при чем может быть установлено две перекладины, одна над другой (двойной) или два бума рядом, как параллельные брусья на ширине плеч (параллельные бумы).

Самый бум (перекладина) делается так: ширина его берется в 2,5 раза больше толщины, и верхняя сторона закругляется эллипсом, а нижняя оставляется плоской. В очень длинных и потому толстых бумах на плоской стороне делается продольная ложбина, чтобы детским рукам легче было захватывать (при этом для детей бум ставится для всех упражнений этой стороной вверх).

Лучшие соотношения размеров бума следующие:

Длина.

Ширина (.высота).

Толщина.

3 метра

11,25 сантим.

4,46 сант.

4 „

13,57

5,43 „

5 „

15,75

6,30 „

6 „

17,8

7,11 „

7 „

19,7

7,88 „

8 „

21,5

8,62 „

Для прочности бумы делаются из двух хорошо склеенных досок, сердцевидными слоями наружу, чтобы не коробились, и хорошо выстругиваются с полировкой стеклянной бумагой, чтобы не занозить руку и еще лучше, если проолифить и покрыть лаком. Концы бумов обтягиваются железом, пригнанным в одну плоскость с деревом врезкой в него и шурупами, так как дырки для болтов на концах бумов постепенно увеличиваются и могут разорваться до края. . Чтобы бум не качался в стойках, концы его имеют прямоугольную форму, и эллипсовидный срез верхней части начинается, отступя от концов в зависимости от глубины пазов, в которых ходит бум.

Бум скользит своими концами в пазах стоек, установленных, если ширина помещения не больше максимальной длины бума, вплотную к стенам железными скобками, или одна стойка устраивается съемная.

Можно при большой ширине зала, или, если не желательно делать тяжелые бумы (например для детей), устраивать среднюю съемную стойку двухстороннюю и таким образом поставить при двух стенных и одной съемной стойках два бума поперек всего зала.

Ширина пазов в стойках равна поперечному сечению концов бума (норма 5 метров длины, 15,75 сант. ширины и 6,3 поперечное сечение), глубина 8 сант., а высота 3 метра. В стенках пазов через каждые 10 сант. просверливаются круглые, одинаковые с размером отверстий в бумах и несколько шире, чем болты, отверстия, куда закладываются железные болты такой толщины и закалки, чтобы могли выдержать вес бума с полным комплектом гимнастов. Болты всегда пропускаются насквозь через стойки и бумы, по крайней мере через верхний бум при двух поставленных один над другим, так как иначе не только при подвижных стойках, но и вследствие усыхания дерева конец бума может соскочить с болта, и произойдет катастрофа.

Отверстия в пазах отчетливо нумеруются снизу черной краской.

Стойки с пазами делаются из скрепленных вместе (клеем и винтами) трех досок: две шириной в 22 сн. и толщиной в 5 сн. и одной более узкой, толщиной соответствующей поперечному сечению бума (6,5 сн.).

Прилагаемый чертеж бума снят со снаряда, построенного фабрикой Экстранда в Стокгольме, и представляет тип наиболее совершенный. Подлинный снаряд отлично отделан и отполирован, но степень его пригодности для упражнений зависит только от конструкции, сохраняя которую, остальным можно поступиться. Пользуясь ясными указаниями чертежа и вышесказанным, можно построить этот снаряд в каждой столярной мастерской более или менее изящно. Материал — сухая сосна, при выборе другого нужно учитывать, при достаточной прочности, легкость. Сырое дерево безусловно не годится, так как потрескается, и труды пропадут даром. При установке бумов в закрытых помещениях могут представиться различные случаи, помогающие устройству: так, например, столбы для подпорки потолка и дымоходы являются готовыми стойками, к которым нужно приспособить пазы, возможность в стойках устроить противовесы делает конструкцию бума более удобной, так как тогда его можно просто поднимать под потолок и очень быстро ставить на ту или иную высоту. Вообще, строительные способности помогут установить описанный снаряд таким образом, что уборка его и пользование им будут чрезвычайно удобны и просты. В Скандинавии применяются качающиеся стойки, убираемые к потолку и т. п., но нам сейчас лучше сказать о более простых конструкциях.

На воздухе бумы могут устраиваться постоянные и 'передвижные. Опыт показал, что, если накрыть верхушки стоек железными колпаками, а стойки, пропустив олифой, выкрасить, то они могут простоять и при нашем климате несколько лет вполне прочно. Концы их должны быть зарыты на крестах и распорках в твердый грунт, лучше осенью в сухую погоду. Более рационально не делать стойку из одного целого бревна, а часть подземная, выступающая немного из земли, должна быть срезана с боков до толщины бума, и на нее насаживается и прикрепляется болтами и гайками самая стойка, которую на зиму тогда можно отвинчивать и убирать. Ясно, что самые бумы всегда должны после занятий убираться в сарай, чтобы не подвергаться действию погоды.

Выделка бумов для воздуха, естественно, грубее, но обращение должно быть, однако, бережное, и дело руководителя добиться так, чтобы гимнасты убирали снаряд после занятий.

При постановке, перестановке и уборке бума нельзя допускать, чтобы его вынимали и вкладывали при горизонтальном положении, так как тогда неизбежно будут сильным рычагом сломаны пазы, один конец всегда нужно прежде опустить или поднять. Если приходится проделывать это одному, то терпеливо следует по очереди опускать или поднимать, то один, то другой конец, подкладывая (но не продевая насквозь) болты.

Передвижные бумы устраиваются в стойках, укрепленных в подошвах достаточной прочности, при чем наиболее устойчивой будет конструкция параллельных бумов, близко напоминающих параллельные брусья, но большего размера. Стойки переносных бумов, естественно, делаются ниже обыкновенных, так как иначе снаряд будет качаться, и место для установки по той же причине выбирается наиболее ровное. В остальном конструкция сохраняет основные принципы устройства, и болты обязательно пропускаются насквозь.

Наконец, как самый примитивный снаряд, заменяющий бум и допускающий делать подтягивания, равновесие, прыжки и другие упражнения, может служить такое сооружение, устраиваемое на площадках и во дворах школ: две круглых длинных жерди (обчищенных), достаточно прочных, неподвижно укрепляются горизонтально на трех вбитых в землю вертикальных стойках,— две по концам, одна стойка посредине. Одна жердь около 1 метра от земли, другая над ней на 1/2 метра выше. Полезно при этом иметь доску около 3 метров длины, с прибитой на одном конце планкой, которая задевает за жердь, чтобы доска не съезжала, и такая наклонно поставленная доска служит плоскостью для вбеганий и прыжков в глубину и более легких с упором. Все бумы, где бы они ни устраивались, должны устанавливаться с тем расчетом, чтобы с обеих сторон оставалось место для разбега для прыжков через бум.

Описанный снаряд полностью исчерпывает прежде всего упражнения висов, подтягиваний, рукохождений, лазаний с закидыванием ног и упоров на верхний (плечевой) пояс, кроме упражнений акробатических.

В этом отношении он является, несомненно, педагогическим, особенно, если учесть то, что- на нем одновременно может заниматься несколько человек. Если это упражнения с передвижением, то начинают один за другим, как только предыдущий гимнаст передвинулся на достаточное расстояние; если упражнение производится в вертикальном направлении, то гимнасты располагаются через одного с двух сторон, тогда снаряд устойчивее. На бум посредине надевается седло, имеющее значение ручек на лошади, но отличающееся тем, что боковые возвышения его выше, и потому тело сохраняет более выпрямленное положение (спина прямая, грудь расширена). Нижняя часть седла вырезана по форме бума, который входит в седло полностью. Кроме перечисленных упражнений на буме удобно производить, (перевернув его плоской стороной вверх), упражнения балансирования, при обычном же его положении — всевозможные упражнения упоров и с опорой на бум, прыжки и прикладные упражнения, как на ординарном, так и на двойном, особенно, добавляя снаряд гимнастической скамейкой.

Во всяком случае, бум настолько универсален в пользовании им и применении, что при оборудовании зала или площадки прежде всего нужно устроить этот снаряд.

Гимнастическая скамейка, как переносный снаряд, не требует такого сравнительно сложного описания. Прилагаемый чертеж дает совершенно ясное понятие об ее устройстве и размерах. Чертеж исполнен в масштабе 1/12 в дюймах. Переводя на сантиметры, размеры будут следующее: высота 20 сантиметров (при достаточной ширине наиболее устойчивое положение равностороннего прямоугольника), длина скамейки нормально 3 метра и не безразлична, не только в силу тяжести более длинной, но и потому, что при установке наклонно, в зависимости от длины, будет изменяться угол наклонения. Для наклонной установки на одном конце приделываются железные крюки, по возможности, на шарнире, позволяющем пригибать их к доске скамейки и не дающем отгибаться больше, чем показано на чертеже.

Высота и ширина скамейки тоже не безразлична, так как на ней производятся упражнения, сидя с вытянутыми вперед ногами при возможно малом угле в бедренном сочленении, лежа поперек, когда руки должны упираться в пол, сидя верхом с захватом под собой ногами накрест, когда и высота и ширина имеют определенное значение. Таким образом все указанные размеры являются постоянными.

В перевернутом виде скамейка не должна опираться всей своей плоскостью, так как тогда она будет качаться или скользить полу, поэтому на верхней ее части прибиваются на концах небольшие планки, каждая из которых представляет собой пару ножек, так как середина планок вырезана дугообразно.

Внизу скамейки, в ножки ее, не выступая наружу, врезана во всю длину рейка 7—8 см. шириной, симметрично скрепленная в двух местах с верхней доской двумя железными болтами. Нельзя позволять скамейку переносить одному или волочить ее по полу, так как это сильно портит ее, всегда должны переносить ее двое. Скамейка в отношении упражнений удовлетворяет всем трем вышеуказанным требованиям снаряда, она дает опору для разных частей тела, вызывает к деятельности мышцы и усиливает эту работу фиксацией частей тела, которые без этой фиксации производили бы ложную работу и служит для затруднения движений (взбегание, прыжки).

Изготовление скамейки (материал — сосна) не должно вызвать особых затруднений и одинаково при применении ее, как переносного снаряда, для залы и площадки.



Лучшая скамейка, конечно, полирована и покрыта спиртовым лаком, но можно ее только вычистить от сучков и задоринок, чтобы не занозиться. Во всяком случае, нецелесообразно покрывать краской, которая, в лучшем случае, пропадет напрасно. а в худшем перейдет на гимнастов.

Скамейка, как и бум, — снаряд для массового одновременного пользования и, как в этом отношении, так и вследствие невозможности проделывать на ней акробатические упражнения, снаряд педагогический.

При упражнениях на скамейке нужно учитывать направление силы гимнастов и в тех случаях, когда скамейка может перевернуться или быть сдвинута, распределять гимнастов с обеих сторон через одного или, например, при нагибаниях сидя, давать нагибание первом нумерам влево, вторым вправо и, наоборот,— это даже придает упражнению в массе красоту.

Шведская стенка—рибстул (рис. 120),—на чертеже основные части ее изображены в натуральную величину и имеется схематическое изображение,—является весьма ценным педагогическим аппаратом, отвечающим полностью 1-му и 2-му и, в значительной части, 3-му требованию. Однако, там, где постройка снарядов затрудняется, этот снаряд, наиболее сложный по причинам: 1) большого числа отдельных частей, 2) необходимости большого количества материала, 3) необходимости свободной стены в зале, к которой можно его приделать, может быть построен в следующую очередь или даже, если встретятся особые затруднения, можно в зале обойтись и без этого снаряда.

При устройстве же рибстула важно поставить возможно больше отделений его, чтобы могла работать целая шеренга. Для детей каждое отделение (фак) делается в 85 сантиметров шириной, а для взрослых в 1 метр, и образуется двумя вертикальными досками, 10 сн. шириной и З сн. толщиной, прикрепляемыми к стенке. В доски, с их переднего края, врезываются рейки овального сечения 3,5 X 2,5 сн., при чем большая часть овала ставится вертикально. Промежутки между нижними рейками берутся в 12 сн. до высоты в 60 сн. от пола, выше рейки делаются на 15 сн. одна от другой. Рейки врезываются в углубления в переднем крае досок, привинчиваются винтами и сверху этот край закрывается планкой в 1,5 сн. толщиной (тоже привинчиваемой). Наверху предпоследняя рейка ставится около 2,5 сн. ближе к стенке, чтобы легче захватывать руками верхнюю.

Высота стенки от 2,5 до 3 метров. Сверху ее делается промежуток между рейками около 40 сн. (две рейки пропускаются), чтобы можно было откидывать голову назад, вися спиной к стенке. При низких стенках промежутка этого не делается. При полном оборудовании зала в Скандинавии и Англии над каждым факом помещается одноместная съемная скамейка, построенная по типу описанной, но без нижней рейки и крюков, которая служит для упражнений, связанных с упражнениями на стенке (для мышц живота, для спины). Рибстул, обычно, снаряд неподвижный, но устраивается и переносный. В этом случае число факов, связанных вместе, не превышает по общей длине высоты стенки, т.-е. 3—4 фака, или доба-

Рис. 120. Шведская стенка (рибстул).

вляется в середине лишняя подошва (распорка), при помощи которых вообще устанавливается переносный рибстул. Зато в этом случае, число гимнастов, которые одновременно могут пользоваться стенкой, удваивается, так как она может, и даже должна быть, поставлена так, чтобы свободен был подход с двух сторон.

Это и выгоднее и уравновесит снаряд.

Для многих упражнений рибстул может быть заменен бумами. Даже в том случае, когда стенка представляет преимущество в том отношении, что часто расположенные рейки соответствуют различному росту, упражнение можно сделать на косо поставленном буме, при чем только придется повторять его с другой стороны, чтобы уравновесить работу (напряженное нагибание назад с захватом рейки можно сделать шеренгой у бума, поставив его одним концом для маленького роста ниже и затем, повернув шеренгу, сделать с другой стороны, чтобы исправить некоторое искривление тела).

Однако, на рибстуле имеется целый ряд специальных упражнений, которых нельзя сделать на других снарядах.

Канаты, одиночные висячие, одиночные и двойные наклонные и веревочные лестницы.

Прежде всего, полезно из снарядов этого типа иметь канат с деревянными, обхватывающими через каждые 10—15 см. накладками, которые служат опорой для ног, почему притягивания вверх и упражнения на таком канате доступны детям и безопасны.

Канаты употребляются пеньковые, вертикальные более толстые, чем наклонные, но не толще, чем можно обхватить кругом ладонью. Вертикальные снизу обшиваются кожей в виде груши, на которую можно с боков поставить ноги. Наверху канат сращивается путем плетения в петлю, через которую пропускается железное кольцо, также обшитое кожей. Этим кольцом канат надевается на винтообразный крюк, прочно вделанный в потолок и допускающий движение по всем радиусам конуса. Вертикальный канат служит не только для лазания, но и для прыжков через препятствия (качание). Обычно из той же верхней исходной точки идут наклонные канаты и служат для слезания после подъема по наклонному канату. Последний укрепляется под потолком и натягивается к полу или стене и делается довольно длинным. Желательно Иметь несколько таких параллельно натянутых канатов и, как и наклонные шесты, расположенных таким образом, чтобы можно было подниматься по двум соседним (двойные). Нижние концы зацепляются за крюки в полу, типа крюков для стоек бума, уходящие в пол, когда они не нужны. На потолке, на расстоянии по прямой линии от точки прикрепления на потолке до полной длины каната, приделывается ролик, через который перекинут тонкий трос, с тяжестью и крючком на конце. Этот трос опускается вниз, забирает конец каната и служит для уборки к потолку наклонного каната, когда он не нужен.

Веревочная лестница (трап) состоит из двух параллельных висячих канатов, соединенных частыми ступеньками (деревянными или веревочными), а служит очень многим упражнениям, как чисто гимнастическим, так и прикладным (морским и пожарным).

Если имеются бумы, то из всех видов описанных снарядов для вертикального лазания (шесты и канаты) она будет первым желательным снарядом.

Козел с выдвижными ножками и лошадь известны по устройству всем, но постройка их, особенно в виду необходимости в коже, весьма трудна и потому не будем описывать их. Заметим только, что между лошадью шведской и немецкой имеется разница: во-первых, шведская без ручек, во-вторых, больше напоминает лошадь и с, передней части значительно уже.

Плинта

Рис. 121.

Козла на площадках можно построить довольно просто, но на постоянную высоту. Для этого нужно взять небольшой ящик, вырезать полукруглые выемки в узких его сторонах и положить в них боченок. Ящик насыпается песком, а боченок покрывается чем-нибудь мягким, стягиваемым внизу, чтобы не съезжало или просто прибиваемым к ящику, и козел готов. Подобным же способом может быть устроена из небольших козел с достаточно массивным верхним чураком и лошадь. Такие снаряды устраиваются в народных школах в Швеции и Финляндии, они с успехом применялись и у нас на площадках.

Гимнастические снаряды не шведского типа, допустимые в шведском гимнастическом зале.

Рис. 122.

Параллельные шесты, могут быть подняты в наклонное положение.

Лестница, механически устанавливаемая в вертикально, наклонном и горизонтальном положениях (см. рис. 125).

Рис. 125.

Гигантские шаги в гимнастическом зале на шарикоподшипниках.












Яндекс.Метрика